Наталья Витвицкая
20 марта 2012

«Отражения, или истинное»: о правде супружеских измен

В Театре Пушкина сыграли спектакль по очень личной пьесе Тома Стоппарда.

Почти сразу после «Великой магии» в репертуаре Театра Пушкина появилась еще одно новое название. Режиссер Олег Тополянский поставил пьесу популярного в России Тома Стоппарда. Интрига в том, что ни в авторском тексте, ни в спектакле нет традиционного для британского драматурга политического посыла. Это крепкая мелодрама, основанная на личном опыте.

Бывалый зритель хорошо знает московские спектакли по произведениям Стоппарда. Вспомним многочасовой марафон «Берег утопии» в РАМТе и недавний «Рок-н-ролл» там же: остросоциальныые темы, публицистический надрыв, внятный и даже красивый сарказм.

«Отражения» — спектакль иной, и смотреть его непросто. Все время сбиваешься на поиск подтекстов, радуешься как ребенок случайным репликам, оказавшимся к месту («я не хожу на митинги. Я слишком ленива»). Тем не менее, история, рассказанная Стоппардом, и разыгранная актерами Театра Пушкина, целиком и полностью сосредоточена на любовных взаимоотношениях. Перед нами — вся правда супружеских измен. Сначала описанная в пьесе главного героя — писателя Генри (Андрей Заводюк), затем догнавшая его в реальной жизни.

Если говорить о сюжете, он примитивен, если не сказать вульгарен: взаимный супружеский адюльтер. В финале члены двух пар меняются местами и продолжают, по всей видимости, жить долго и насколько это возможно — счастливо. Однако текст Стоппарда отличает внутренний драматизм и глубокая философия, оправдывающие любую пошлую предсказуемость внешних коллизий. Влюбляясь в жену друга (Виктория Исакова), писатель Генри прощает ей измену, случившуюся спустя два года после их собственной свадьбы. Пока длится мучительный процесс принятия горькой правды, герой перерождается внутренне. Если сначала это эгоистичный циник, то в финале мудрец, сознательно выбирающий прощение и любовь, и не требующий ничего взамен.

Жаль только, что внутренний конфликт показан режиссером Олегом Тополянским несколько поверхностно. На авансцене — сюжетная интрига, идеально вписывающаяся в определение дочери Генри («ты написал пьесу о том, кто с кем спит»). Актерская игра убедительна, но в рамках поставленных режиссером задач. И Заводюк, и Воронкова, и Исакова, и Сиятвинда могли бы сделать гораздо больше, будь у них на руках козыри психологического, а не эстрадного театра. Такое прочтение тоже возможно. Но тогда встает вопрос о необходимости затягивать действие до трех с половиной часов, намекать на важные смыслы и заставлять актеров жить на два дома. Вроде как про любовь играть легко и ненапряжно, при этом делать это так, чтобы зритель считал авторскую мысль об иллюзорности всех человеческих истин.

Декорации в спектакле условны. Красный занавес, черные кожаные диваны, обеденный стол на колесиках, пластинки, которые так обожает Генри (и сам Стоппард) — вот, собственно, и все. В замкнутом мире герои сконцентрированы друг на друге. Смотришь на них и как будто заглядываешь в корзину с грязным бельем или сериал смотришь. И сериал то неплохой, и сюжет крепкий, а чего-то не хватает. Чего-то самого главного.

Отзывы о ««Отражения, или истинное»: о правде супружеских измен»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

22 февраля (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00

Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.

22 февраля (пт) | 19:00 | Et Cetera, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Саунд-драма о неизбывной русской тоске.

Премьера

24 февраля (вс) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 24 февраля (вс) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

20 февраля (ср) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, драма 20 февраля (ср) | 19:00

Энергичный спектакль Карбаускиса о миграции и терроризме.

20 февраля (ср) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 20 февраля (ср) | 20:00

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

27 февраля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 27 февраля (ср) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00

Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.

14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

22 февраля (пт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 22 февраля (пт) | 20:00

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина в хореографической фантазии про женщин.

2 марта (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 2 марта (сб) | 20:00

Мольер в переводе Дмитрия Быкова со звездами «Гоголь-центра» в главных ролях.