Наталья Витвицкая
5 марта 2012

«Циники»: послереволюционный авангард в театре

В Театре им. Моссовета играют в любовь по рецепту Анатолия Мариенгофа.

Пронзительный роман Анатолия Мариенгофа, гениального изгоя русской литературы, воскресили на сцене Театра им. Моссовета. Режиссером стал Сергей Аронин, ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.

Премьера «Циников» — явление уникальное, поскольку и блестящий роман, и его автор Анатолий Мариенгоф, имажинист и близкий друг Есенина, известны только узкому кругу специалистов по русской литературе начала XX века. Между тем, «Циники» — роман знаковый. Безусловен его новаторский, провокативный стиль, убедительны самоцельные образы. Это одно из первых произведений, написанное как полноценный киносценарий — разрозненные фрагменты действия скрепляются по принципу монтажа (прямая речь чередуется с документальными цифрами, дневниковыми записями, диалогами и воспоминаниями). Наконец, это прекрасный роман о любви: о чувствах сегодня нельзя писать иначе, чем писал Мариенгоф — без наглой сентиментальщины и пошлостей.

Тот факт, что Аронин выбрал в качестве дебюта именно «Циников», делают ему честь как режиссеру не только начитанному, но и небанально мыслящему. Конечно, собственную манеру он пока ищет, но в спектакле уже чувствуется не зашоренность внутреннего зрения, ясность мысли. Аронину удалось главное — передать сумятицу революционной истории и зыбкость человеческих отношений. И это несмотря на то, что блестящий язык Мариенгофа донести до театрального зрителя априори невозможно.

Писатель приоткрыл завесу тайны над мирами двоих людей, одновременно встретивших любовь и революцию. Режиссер и автор бережной адаптации превратил эту тайну во внятный рассказ. Столкнувшись с действительностью, герои из юных мечтателей превратились в циников. Но если восторженный романтик Владимир (блестящая работа Алексея Трофимова) ощутил необходимость приспосабливаться к новым советским условиям как драму, то его возлюбленная — то ли эксцентричная мазохистка, то ли безумная нимфоманка Ольга (Евгения Крюкова) — как сальный анекдот, в финале которого она стреляется от скуки. За подбор актеров Аронину хочется сказать отдельное спасибо.

Фактура Евгении Крюковой привносит в спектакль чувственную ноту, и безволие мужчин-героев остановятся еще убедительнее. Одного из них, отравленного страстью к супруге брата, коммуниста Сергея выразительно играет Дмитрий Щербина. Другого — алчного нэпмана Докучаева — Сергей Виноградов. Образ рассказчика и друга семьи — отдельная удача и спектакля, и лично актера Евгения Ратькова (а также его гримера). Радует не только портретная схожесть Ратькова с Мариенгофом, но и мастерски сыгранное нарочитое пренебрежение к современникам, манеры, голос... Кажется, живой денди Серебряного века сошел с портрета.

Хороши в спектакль аутентичные костюмы: пенсне, бархатные пиджаки, жилетные цепочки, струящийся шелк. Изысканный стиль «Циников» портит, пожалуй, только сценография. Не слишком удачным кажется постоянное мельтешение картонных стен с выбитым на них силуэтом Кремля. Вопросы также вызывают вставные музыкальные номера. Задача их понятна — показать, что, пока советские «шариковы» отплясывают камаринскую, рушатся судьбы русской интеллигенции. Но сам способ по меньшей мере несовременен и невыразителен.
Однако в целом «Циники» — достойная работа, обнажающая большой потенциал и режиссера, и признанных мэтров сцены, и молодых актеров. Смотреть надо обязательно.

Отзывы о ««Циники»: послереволюционный авангард в театре»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

22 февраля (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00

Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.

22 февраля (пт) | 19:00 | Et Cetera, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Саунд-драма о неизбывной русской тоске.

Премьера

24 февраля (вс) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 24 февраля (вс) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

20 февраля (ср) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского (филиал на Сретенке), драма 20 февраля (ср) | 19:00

Энергичный спектакль Карбаускиса о миграции и терроризме.

20 февраля (ср) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 20 февраля (ср) | 20:00

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

27 февраля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 27 февраля (ср) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00

Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.

14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

22 февраля (пт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 22 февраля (пт) | 20:00

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина в хореографической фантазии про женщин.

2 марта (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 2 марта (сб) | 20:00

Мольер в переводе Дмитрия Быкова со звездами «Гоголь-центра» в главных ролях.