Наталья Витвицкая
5 марта 2012

«Циники»: послереволюционный авангард в театре

В Театре им. Моссовета играют в любовь по рецепту Анатолия Мариенгофа.

Пронзительный роман Анатолия Мариенгофа, гениального изгоя русской литературы, воскресили на сцене Театра им. Моссовета. Режиссером стал Сергей Аронин, ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.

Премьера «Циников» — явление уникальное, поскольку и блестящий роман, и его автор Анатолий Мариенгоф, имажинист и близкий друг Есенина, известны только узкому кругу специалистов по русской литературе начала XX века. Между тем, «Циники» — роман знаковый. Безусловен его новаторский, провокативный стиль, убедительны самоцельные образы. Это одно из первых произведений, написанное как полноценный киносценарий — разрозненные фрагменты действия скрепляются по принципу монтажа (прямая речь чередуется с документальными цифрами, дневниковыми записями, диалогами и воспоминаниями). Наконец, это прекрасный роман о любви: о чувствах сегодня нельзя писать иначе, чем писал Мариенгоф — без наглой сентиментальщины и пошлостей.

Тот факт, что Аронин выбрал в качестве дебюта именно «Циников», делают ему честь как режиссеру не только начитанному, но и небанально мыслящему. Конечно, собственную манеру он пока ищет, но в спектакле уже чувствуется не зашоренность внутреннего зрения, ясность мысли. Аронину удалось главное — передать сумятицу революционной истории и зыбкость человеческих отношений. И это несмотря на то, что блестящий язык Мариенгофа донести до театрального зрителя априори невозможно.

Писатель приоткрыл завесу тайны над мирами двоих людей, одновременно встретивших любовь и революцию. Режиссер и автор бережной адаптации превратил эту тайну во внятный рассказ. Столкнувшись с действительностью, герои из юных мечтателей превратились в циников. Но если восторженный романтик Владимир (блестящая работа Алексея Трофимова) ощутил необходимость приспосабливаться к новым советским условиям как драму, то его возлюбленная — то ли эксцентричная мазохистка, то ли безумная нимфоманка Ольга (Евгения Крюкова) — как сальный анекдот, в финале которого она стреляется от скуки. За подбор актеров Аронину хочется сказать отдельное спасибо.

Фактура Евгении Крюковой привносит в спектакль чувственную ноту, и безволие мужчин-героев остановятся еще убедительнее. Одного из них, отравленного страстью к супруге брата, коммуниста Сергея выразительно играет Дмитрий Щербина. Другого — алчного нэпмана Докучаева — Сергей Виноградов. Образ рассказчика и друга семьи — отдельная удача и спектакля, и лично актера Евгения Ратькова (а также его гримера). Радует не только портретная схожесть Ратькова с Мариенгофом, но и мастерски сыгранное нарочитое пренебрежение к современникам, манеры, голос... Кажется, живой денди Серебряного века сошел с портрета.

Хороши в спектакль аутентичные костюмы: пенсне, бархатные пиджаки, жилетные цепочки, струящийся шелк. Изысканный стиль «Циников» портит, пожалуй, только сценография. Не слишком удачным кажется постоянное мельтешение картонных стен с выбитым на них силуэтом Кремля. Вопросы также вызывают вставные музыкальные номера. Задача их понятна — показать, что, пока советские «шариковы» отплясывают камаринскую, рушатся судьбы русской интеллигенции. Но сам способ по меньшей мере несовременен и невыразителен.
Однако в целом «Циники» — достойная работа, обнажающая большой потенциал и режиссера, и признанных мэтров сцены, и молодых актеров. Смотреть надо обязательно.

Отзывы о ««Циники»: послереволюционный авангард в театре»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.