Наталья Витвицкая
16 февраля 2012

«БерлусПутин»: фарс всему голова

В Театре.doc показывают спектакль про Путина.

Столичные театры не отстают от предвыборной гонки и один за другим представляют на суд зрителей довольно смелые эксперименты («Медведь» в ШСП, «Вальс на прощание» в «Мастерской»). На самый радикальный шаг решился Театр.doc: в крохотном подвальчике идет пьеса итальянского комедиографа Дарио Фо. Главными героями блестящего злого фарса являются Владимир Владимирович Путин и его супруга Людмила.

Двухчасовой спектакль, поставленный Варварой Фаэр, — открытый и предельно честный разговор со зрителем на темы, далекие от тех, что приняты в театре. Кто он — реальный лидер страны? Плохой он или хороший? Что за «дурдом голосует за Путина», и чего, собственно, хочет оппозиция? Текст пьесы Фо существенно изменен, поскольку первоначальная редакция склоняла зрителя думать о бывшем премьер-министре Италии Сильвио Берлускони. В российской версии акценты закономерно сместились в сторону кандидата в президенты России.

По сюжету против закадычных друзей, Путина и Берлускони совершен терорристический акт. Берлускони убит, Путин ранен в голову, медики спасают российского «вождя», пересадив ему уцелевшие мозги Берлускони. Когда новый Путин приходит в себя, он обнаруживает, что стал другим человеком — добрым, милосердным и благородным. Лжегерой бежит к супруге в монастырь, чтобы там, в ее келье, услышать правду о том, «что он сделал для народа». После ему приходится публично каяться и раздавать долги. В финале этой сказки Путин, увы, переносит еще одну операцию. Он снова становится самим собой, зато внешне начинает напоминать Добби из кино-эпопеи про Гарри Поттера.

Чтобы вопросов к авторам проекта возникло меньше, вышеописанную китчевую историю вставили в условную кино-рамку. Зрителю дают понять, что перед ним съемки некоего фильма. Его автор, он же режиссер и актер, исполняющий роль Путина (ведущий артист Театра им. Вахтангова Сергей Епишев) находится на сцене вместе с нанятой за большой гонорар звездой (знаковая для «Табакерки» актриса Евдокия Германова). Они вроде бы разбирают сценарий и импровизируют, на самом деле все снимает невидимая камера. К финалу выясняется, что за камерой стоит ... Хилари Клинтон.

Непростой с актерской и человеческой точек зрения материал Епишев и Германова осваивают с яростным отчаянием людей, дорвавшихся до свободного от госзаказа театра. Отсюда живые интонации, узнаваемые жесты, сдержанная нетеатральная мимика. Играя актеров, они превращают их во вполне конкретные типажи. Она — стареющая звезда, отчаянно желающая вернуть былую славу и миллионы (путинская сторонница, актриса снимается в оппозиционном фильме). Он мнит себя хозяином положения и борцом за справделивость, на деле же — подставное лицо. Отрывки, в которых Епишев и Германова играют супругов Путиных — фейрверк уморительно смешных гэгов и сумасшедших импровизаций. Зритель захлебывается от восторга, глядя на эту зубодробительную историю, которая на самом деле является безжалостной сатирой на российскую политику. А заодно на всех нас. Зрителей незаметно, но настойчиво подталкивают к важной мысли: «почему благородный политик в моем сознании похож на сумасшедшего, и кто я во всей этой истории — молчаливый раб, внутренний эмигрант или протестующий»?

Режиссура и сценография в этой постановке не так важны. Здесь все вторично — и звучащая из колонок антипутинская песенка и демонстрация оппозиционного видео (зрителю показывают протестные концерты, митинги, заседание Думы и даже отдельную запись речей смелой пенсионерки). Главное удача — это сама пьеса и актеры, ее исполняющие. Идти смотреть стоит непременно. Вопрос только в том, успеете ли — критики опасаются, что «БерлусПутин» недолго продержится в репертуаре Театра.doc.

фото — Михаил Гутерман

Отзывы о ««БерлусПутин»: фарс всему голова»

Елена Шмырева 14 мая, 09:45
Вы видели эти заманивающие строчки в рекламно-информационных блоках Яндекса и Гугла: "Супруга Путина озвучила истинные причины развода". Вот сейчас зайду и наконец-то тайна откроется. Открываешь, а там полная ерунда на пять строк. Хорошо еще, если комп вирус не подхватит.
А тут пьеса, поставленная в 2012 году, аж за год до развода и с раскладкой по версиям. Сатирическая буффонада: ВВП попал в катастрофу, после которой ему была произведена черепно-мозговая операция по пересадке мозга, и не кого-нибудь, а господина Берлускони. По законам жанра у пациента амнезия, справится с которой ему пытается помочь бывшая супруга.
Но все это как бы не по настоящему, а понарошку, потому как - это такую фильму решили снять. И идет репетиционно-постановочный процесс.
Уровень абсурда и юмора зашкаливает. Еще и главного актера подобрали — чистый Бельмондо, в миру Денис Ясик.
К роли бывшей супруги президента примеривалась девушка с трудно выговариваемой фамилией Милена Цховребой.
Острота повествования созвучна с "Гражданином поэтом", про которого мельком упоминается в постановке.
Все это спектакль Театра.DOC "БерлусПутин". Пересказать это шоу невозможно. Есть ли где-то полный печатный вариант пьесы?.. весьма сомневаюсь. Полагаю, что какой-то костяк конечно был и основу его составила пьеса "L'anomalo bicefalo" драматурга Дарио Фо, но начиная с перевода и адаптации, которые изначально были произведены режиссером Варварой Фаэр, сценарий постоянно трансформируется и дополняется актуальными темами.
Вот выборы прошли, еще шесть лет можно с репертуара не снимать. И то, что спектакль идет, говорит о том, что демократия в стране есть. И это радует.
Будут ли для вас откровением предложенные версии?.. Надо ли спешить увидеть?.. решайте сами. Мы за мир, но в других вопросах можем быть непредсказуемы.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

5 декабря (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 5 декабря (ср) | 20:00

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

Выбор редакции

28 ноября (ср) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 28 ноября (ср) | 19:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

22 ноября (чт) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет 22 ноября (чт) | 19:00

Пронзительный балет Джона Ноймайера по мотивам пьесы Чехова.

23 ноября (пт) | 19:00 | Малый театр, комедия 23 ноября (пт) | 19:00

Грандиозный бенефис актера Василия Бочкарева.

18 ноября (вс) | 19:00 | РАМТ, драма 18 ноября (вс) | 19:00

Трагикомедия Марины Брусникиной о проблемах в семье.

23 ноября (пт) | 19:00 | Театр наций, драма 23 ноября (пт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

1 декабря (сб) | 18:00 | Гоголь-центр, драма 1 декабря (сб) | 18:00

Необычный спектакль-игра, ставящий эксперименты со зрительским восприятием.

9 декабря (вс) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 декабря (вс) | 19:00

Довоенные берлинские шлягеры в спектакле с лидером группы «Мегаполис».

18 ноября (вс) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 18 ноября (вс) | 19:00

Нежный спектакль Константина Богомолова по трагикомедии Вуди Аллена.

22 ноября (чт) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 22 ноября (чт) | 19:00

Черная комедия от Дмитрия Крымова и его артистов.

19 ноября (пн) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 19 ноября (пн) | 19:00

Бродвейский хит в яркой режиссуре Евгения Писарева.