В 2020 году в восьмой раз в Москве и Петербурге пройдет Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. Обычно спектакли фестиваля показывали осенью, но в этот раз программа расширена, к осенним показам прибавились летние. Зрители увидят и неожиданного «Ревизора», и поющего Охада Наарина, и спектакль-лекцию танцовщицы, которая много лет работала с Пиной Бауш, а также традиционно смогут посетить финал Конкурса молодых хореографов, и увидеть полноформатный спектакль победительницы прошлых лет.

Вновь программа будет включать кинопоказы, лекции, мастер-классы и творческие встречи с лидерами мировой хореографии. Информация о них появится ближе к началу фестиваля.

А пока шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant получил возможность посмотреть все спектакли фестиваля на видео, чтобы составить этот эксклюзивный гид не только из анонсов и пресс-релизов, но и на основе личного опыта. Надеемся, это поможет вам сделать правильный выбор и успеть купить билеты на то, что вас больше всего заинтересует.

«РЕВИЗОР» (Канада) — [показ перенесен на 2021 год]

Кто: постановщики Кристал Пайт, Джонатон Янг; танцевальная компания KIDD PIVOT
Где: Театр им. Моссовета (Москва) | БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург)
Когда: 22 и 23 июня 2020 — Москва | 27 июня 2020 — Санкт-Петербург

Зачем идти: 
Увидеть интересную хореографическую адаптацию знаменитой сатиры Николая Гоголя средствами современного танца.

Кому:

  • Поклонникам больших и зрелищных сюжетных драмбалетов.
  • Любителям современных трактовок классики и тем, кто хочет взглянуть на русскую классику глазами иностранцев.
  • Всем, кому интересно, как современный танец может работать с текстом и его интерпретацией.

Как попасть:
Пока легко. Билеты (от 500 до 10 000 рублей в Москве и от 500 до 9 000 рублей в Петербурге) появятся на официальном сайте фестиваля 11 февраля в 14:00.

Впечатления после просмотра

С самого начала спектакль задает интересные правила игры — закадровый голос читает текст Гоголя от автора, пока «технический персонал» выстраивает мизансцены и размещает исполнителей по сцене так, как велел того классик. Возникает необычный эффект. С одной стороны, смотришь практически драматический пластический спектакль. С другой, обосабливаются отношения между текстом и действием. С третьей, выстраивается дистанция между исполнителями и персонажами. Обращение с текстом — самое завораживающее в спектакле. Пантомима доведена до крайности резкой и гипертрофированной артикуляцией. 

Все меняется во второй половине спектакля. Из хореографии пропадают и дерганная пантомима, и выраженный нарратив. Танцовщики скидывают грим и костюмы и танцуют на сцене эмоциональный фон героев, пока закадровый голос зачитывает текст из «Ревизора». События пьесы перестают быть важны, в центре оказываются сомнения, опасения, тревоги и страхи не только героев, но и самого Гоголя. Персонажи выходят из-под власти текста автора, а автор оказывается беззащитен перед ними.

В итоге, получается большой спектакль, который понравится, как поклонникам драматического театра, так и ценителям постдраматических практик.  Спектакль зрелищный, с хорошим звуком, стильными визуальными эффектами, после которого, при желании, будет о чем подумать. 

PLAYBACK. КАБАРЕ-ШОУ ОХАДА НААРИНА (Израиль) — [спектакль отменен]

Кто: хореограф Охад Наарин; танцевальная компания «Батшева» в копродукции с фестивалем Context. Diana Vishneva
Где: Театр-кабаре Crave (Москва) | «Ленинград Центр» (Санкт-Петербург)
Когда: 24 и 25 июня 2020 — Москва | 28 июня 2020 — Санкт-Петербург

Зачем идти: 
Увидеть, как в интимной обстановке кабаре-театра легендарный Охад Наарин лично и практически в одиночестве выходит на сцену, берет в руки гитару, поет песни и отрицает себя как доминанту мирового театра.

Кому:

  • Поклонникам актуального постдраматического театра и перформативных практик.
  • Всем, интересующимся лидерами мировой хореографии.
  • Любителям интимного диалога с легендой вопреки большим и зрелищным шоу-балетам.

Как попасть:
Очень сложно. Билеты (от 4 000 до 15 000 рублей) появятся на официальном сайте фестиваля 11 февраля в 14:00, но их разберут в первую очередь.

Впечатления после просмотра:


ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Хореограф и танцовщик Охад Наарин в представлении не нуждается. В своем сольном спектакле «PLAYBACK» он стоит в центре сцены и поет эстрадные песни, слова к которым написал сам. По началу, кажется, что этот спектакль — момент разоблачения, выражение души художника. Такой тип эмоционального раздевания является важным этапом в карьере каждого успешного художника, который хочет раскрыть правду, скрытую за публичным образом. Но в «PLAYBACK» Охаду с большой виртуозностью удается уклониться от любого определения. 

Трудно сказать, выступает ли он в шоу как певец или как танцовщик, как начинающий музыкант или как опытный хореограф. На протяжении всего представления нет ни единого способа решить, является ли Наарин чрезвычайно серьезным в своих песнях или считает их случайным развлечением; разоблачает ли он в них что-то из своей личной жизни или использует их, чтобы еще больше навести тумана; хочет ли он соблазнить аудиторию или, напротив, дистанцируется от нее. Наконец, является ли его решение стать певцом — расширением артистического языка или только воплощением давней частной мечты.

Ясно одно — Наарин сознательно использует свой статус культового артиста и хореографа, чтобы привлечь зрителей к спектаклю, который сознательно дилетантский: Охад едва ли певец, и, конечно, совсем не гитарист. Тем не менее, он настолько непревзойденный сценический артист, что «PLAYBACK» не содержит ни единого момента, который был бы профессионально не совершенен и не отточен до мельчайшей детали. Наарин создал блестящее и красиво сконструированное представление, которое элегантно варьируется от кабаре до художественной инсталляции, от лирики до сатиры, от поп-музыки до авангарда, от личного заявления до политического манифеста, от развлечения до поэзии. В отдельные моменты «PLAYBACK» предлагает простой и открытый диалог с легендой, но, при этом, легенда так и остается загадкой.

«ШУТ. ШАХЕРЕЗАДА» (Пермь)

Кто: хореограф Алексей Мирошниченко, Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
Где: Театр «Новая опера» (Москва) | БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург)
Когда: 18, 19, 20 ноября 2020 — Москва | 24, 25 ноября — Санкт-Петербург

Зачем идти:
За один вечер увидеть два традиционных одноактных балета, в одном из которых главную партию исполнит Диана Вишнёва.

Кому:

  • Ценителям традиционных, классических балетов.
  • Поклонникам Дианы Вишнёвой.
  • Всем, кому интересно как советский номенклатурный балет может выглядеть в современности.

Как попасть:
Сложно. Билеты (от 500 до 15 000 рублей в Москве и от 500 до 13 000 рублей в Петербурге) появятся на официальном сайте фестиваля 11 февраля в 14:00.

Впечатления после просмотра:

Балеты Алексея Мирошниченко, зрительские и понятные большинству, в первую очередь представляют этнографический и культурологический интерес. Они помогают представить, какой была бы танцевальная культура, если бы Советский Союз не развалился. По этой же причине, это идеальный выбор, если хочется почувствовать себя министерским чиновником, вышедшим в свет. Балеты сюжетные, пантомимичные, но при этом дорого, современно и стильно оформленные. 

В «Шуте» на музыку Сергея Прокофьева интересно то, что на премьере в 1921 году балет с треском провалился и почти столетие никто не решался сдуть с него пыль веков. Самое захватывающее в спектакле Пермского театра — реконструкция декораций, выполненных знаменитым художником и родоначальником авангарда Михаилом Ларионовым.

Балет «Шахерезада» — «партийный» не только по виду и хореографической мысли, но и идеологически. В центре истории судьба последней императрицы Ирана Фарах Пехлеви. На сцене в миниатюре найдется место дипломатам, телохранителям, секретарям, прислуге и гостям в посольстве. Но главное, что придает этому балету ценность — на фестивале главную партию исполнит Диана Вишнёва, которая своим артистизмом и эмоциональным содержанием может наполнить даже самые пустые и «игрушечные» спектакли.

MOVING WITH PINA (Италия) — [показ перенесен на 2021 год]

Кто: постановщик Кристиана Морганти, il Funaro – Pistoia
Где: Электротеатр Станиславский (Москва) | Театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург)
Когда: 15 и 16 октября 2020 — Москва | 19 октября 2020 — Санкт-Петербург

Зачем идти:
Увидеть, как танцовщица, почти четверть века проработавшая в компании Пины Бауш, рассказывает и показывает основные принципы работы легендарного хореографа.

Кому:

  • Поклонникам Пины Бауш.
  • Ценителя необычных театральных форм и кроссжанровых проектов.
  • Всем, кто хочет в игровой форме понять одно из самых известных направлений хореографии и при этом от души посмеяться.

Как попасть:
Пока легко. Билеты (от 500 до 7 000 рублей) появятся на официальном сайте фестиваля 11 февраля в 14:00.

Впечатления после просмотра:

Кристиана Морганти более 20 лет была танцовщицей в Театра танца Вупперталь Пины Бауш. Покинув компанию несколько лет назад, она предлагает спектакль-лекцию, который представляет собой смесь личных воспоминаний о Пине Бауш, построения ее танцевальных фраз и театральных монологов, полных юмора и чувственности. 

Морганти выходит на сцену с распущенными волосами и в длинном красном вечернем платье, как в спектакле Бауш. После короткого ритмичного соло она переходит к анекдотам, касающимся методов Пины. Перед тем, как начать танцевать, итальянская танцовщица переодевается перед зрителями, не забывая прокомментировать свою смену костюма забавным и откровенным признанием: «Раньше я не надевала бюстгальтер, но теперь все иначе». Все переходы спектакля-лекции выполнены в подобном веселом духе. 

Сценография спектакля лаконичная: стул, туфли на каблуках, тетрадь и очки. Блокнот и очки нужны, чтобы прочитать, в частности, вопросы, которые Пина задавала, когда создавала свои соло: «Что можно скрыть за улыбкой?». Затем Морганти переходит к балету Бауш, созданному исключительно из повседневных жестов и призывает зрителей в зале ей помочь. В финале Морганти вновь облачается в красное платье и танцует соло в последний раз, завершая свое необычное театральное зрелище, где хореография и тексты интерпретируются со страстью, точностью и большим почтением.

TOML (Time of My Life) (Израиль) — [спектакль отменен]

Кто: постановщик Эяль Дадон, танцевальная компания «СОЛ» – Дом Танца Беэр-Шева
Где: Геликон-Опера (Москва) | Детский театр Балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург)
Когда: 16 и 17 октября 2020 — Москва | 20 октября 2020 — Санкт-Петербург

Зачем идти: 
Увидеть эффектный и легкий часовой спектакль, где найдется место юмору, цитатам из разных хореографов, зрелищности и содержательной наполненности.

Кому:

  • Поклонникам разборов современной хореографии.
  • Всем, кто ищет в танцевальном спектакле хорошего настроения и позитивного заряда эмоций.
  • Любителям находить цитаты известных мировых хореографов.

Как попасть:
Пока легко. Билеты (от 500 до 8 000 рублей) появятся на официальном сайте фестиваля 11 февраля в 14:00.

Впечатления после просмотра:

Вряд ли после просмотра у вас получится забыть трио из первой части этого танца, где трое мужчин спускают с себя брюки, оставляют их на лодыжках и с этой скованностью движений выполняют ритмическую хореографию с эффектными поворотами и взмахами руками. Такая небольшая деталь, как спущенные штаны, а столько тонкой лирики, обнаруженной в этом ограничении. С первой же картины понимаешь, насколько легкой и остроумной постановочной рукой обладает хореограф Эяль Дадон.

В другой картине несколько танцоров держат друг друга за плечи и отстраняются в народном стиле, движутся в обратном направлении, создавая игру сокрытия и открытия, которая пробуждает в памяти ассоциацию с хореографией Рами Беэра. 

Этот спектакль так и работает — легко и непринужденно веселит, зрелищно и эффектно играет со светом и пробуждает в подсознании широкий спектр эмоций — от страха и разочарования до любви, щедрости и самопожертвования.

«ВОЗДУХ» (в рамках Contex Open)

Кто: хореограф Ольга Лабовкина
Где: площадки будут объявлены позднее
Когда: 16 и 17 октября 2020 — Москва | 21 октября 2020 — Санкт-Петербург

Зачем идти:
Увидеть нежный, трепетный и при этом бескомпромиссный спектакль победительницы Конкурса молодых хореографов Context. Diana Vishneva 2017 года.

Кому:

  • Ценителя перформативных практик и сложных междисциплинарных танцевальных проектов.
  • Всем, кто хочет увидеть, как воздух меняется от присутствия в нем нашего тела, и как наше тело меняется от воздуха.
  • Поклонникам фильма «Догвилль».

Как попасть:
Билеты появятся в продаже позднее.

Впечатления после просмотра:

Впервые эта работа была представлена как миниатюра на Конкурсе молодых хореографов Context. Diana Vishneva 2017, где стала его победителем. Теперь появится возможность увидеть танец полностью. Лабовкина воспринимает танец как главный способ выражения мыслей, чувств и эмоций. От этого ее хореография получается яркой, многогранной и задевающей глубинные переживания.

Как нетрудно догадаться из названия, в этой постановки хореограф и исполнители работают с идеей воздуха. На сцене 3 персонажа, словно витающих в облаках. Но стоит заземлиться и выдохнуть, как под угрозой оказывается вся легкость бытия. Что делать, когда кислорода не хватает на двоих? Вдохнуть и не дышать?На что мы готовы в экстремальных условиях ради ещё одного вздоха? Нельзя устать дышать... Или забыть, или передумать. Что остается, если исчезает воздух?

Спектакль не играется для зрителей, а создается вместе с ними. Для него подбирают необычные локации, где зрители рассредоточены по периметру от исполнителей, где дыхание зрительного зала влияет на танец, где и исполнители и зрители дышат одним воздухом.

Уже с самого начала, когда защищенная одеждой и обувью публика проходит к своему месту и на расстоянии вытянутой руки видит перед собой трех полностью обнаженных танцовщиков, уязвимых перед воздухом, словно с них содрали кожу, становится понятно, что этот спектакль будет эфемерным и заставит заново взглянуть на пространство, время и коллективную среду.

ВЕЧЕР МОЛОДЫХ ХОРЕОГРАФОВ

Кто: финалисты конкурса 2020
Где: Гоголь-центр (Москва) | Детский театр Балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург)
Когда: 14 и 15 октября 2020 — Москва | 18 октября 2020 — Санкт-Петербург

Как попасть:
Пока легко. Билеты (от 500 до 5000 рублей) появятся на официальном сайте фестиваля 11 февраля в 14:00.

Зачем идти:
Традиционно конкурс молодых хореографов — ключевое событие фестиваля Context. Diana Vishneva. Цель конкурса — поиск, поддержка и развитие перспективных молодых талантов в мире современной хореографии в России. Начиная с 2013 каждый год экспертный совет отсматривает сотни заявок, лучшие из которых попадают в шорт-лист конкурса. Прошедшие отборочный тур конкурсанты создают свои работы и выносят их на суд международного жюри — признанных мэтров современной танцевальной сцены, а также зрителей Москвы и Санкт-Петербурга.

Зрители в зале  помимо знакомства с новыми именами получают возможность составить представлениях о тенденциях и течениях современной хореографии, а также проголосовать за понравившийся танец и удостоить его «Приза зрительских симпатий».

На сегодняшний день программа конкурса еще неизвестна. Прием заявок проходит с 11 февраля 2020 по 15 мая 2020. 15 июля 2020 будут объявлены финалисты.