В Театре им. Евгения Вахтангова прошли превью-показы спектакля «Пер Гюнт». Обычно словом «превью» обозначают укороченную версию, но не в этом случае. Предпоказ длился больше четырех с половиной часов, а приставка «превью» — лишь намек зрителям на то, что до сентябрьской премьеры спектакль может сильно измениться.

«Пер Гюнт» — первая постановка Юрия Бутусова в Театре Вахтангова в новой должности. Для публики, как и для режиссёра, она знаковая, и не случайно окончательный выбор пал на эту пьесу. Долгие скитания главного героя Ибсена заканчиваются вопросом о том, кто он и кем он был, а спектакль содержит ответ самого режиссёра — о себе и своём творческом пути.

Жизненная одиссея Пера сшита из лоскутов прежних театральных работ Юрия Бутусова. Вооружившись зрительским опытом, можно заметить отсылки к форме «Кабаре Брехт», обратить внимание на стихи Тарковского, напоминающие о прошлогодней премьере «Человека из Рыбы», увидеть знакомые образы из «Макбет. Кино», «Сна об осени» и других спектаклей Театра им. Ленсовета. Прошлое выступает не в роли самоповтора, оно скорее дополняет новую постановку о жизненном пути. Как в круговороте истории не может быть сегодня без вчера, «Пер Гюнт» продолжает все то, что было до него на протяжении двадцати трёх летней карьеры режиссера.

История Ибсена, пересказанная Бутусовым, воспринимается как длинная страшная сказка про мальчика Пера, боявшегося увидеть самого себя без прикрас. Главный конфликт в ней внутренний, а раздвоенность главного героя, сыгранного в спектакле Сергеем Волковым и Павлом Поповым, позволяет этот конфликт сделать нагляднее. Пока тела актеров переживают фантастические метаморфозы при помощи грима, расползаясь раной алой краски или обрастая грубыми наростами глины, самые уродливые превращения происходят внутри героя. К ним приводит целая серия поворотов «не туда» составляющих  два первых акта. Третий акт стоит особняком, как отдельный или другой спектакль. Он демонстрирует возможный результат прожитой Пером жизни. Режиссер моделирует, кем бы мог стать Пер в недавней истории: Гитлером, Сталиным, убийцей знаменитости. И главное — мог ли он спастись?

Пока не ясно, сильно ли изменится спектакль осенью, но в любом случае пьесу стоит прочитать заранее. Сюжет разъят на отдельные ниточки, и для того, чтобы уследить за ними, неплохо держать в уме хотя бы краткое содержание. Подкрепите свои силы крепким кофе и по возможности выбирайте кресла со спинкой — погружение в Ибсена обещает быть продолжительным и сложным.