Inner Emigrant
15 мая

«Бег» Женовача: МАТ вместо МХТ

С момента назначения Сергея Женовача художественным руководителем МХТ им. А. П. Чехова не утихали прогнозы и сомнения, что именно будет с театром. То пугало сокращение репертуара, то увольнение из театра режиссера Константина Богомолова. Какие-то слухи подтверждались, какие-то оказывались сильно преувеличенными, но факт оставался фактом: Сергей Женовач — далеко не худшая кандидатура на должность (а были гораздо хуже!). В 90-е он самоотверженно сохранял интеллигентский театр, когда подобного запроса в обществе не было и близко. Кому как не ему сохранить все достижения Олега Павловича Табакова?

Наконец, случилось. Новый худрук представил на большой сцене МХТ свою премьеру — «Бег» по пьесе Михаила Булгакова. Решение в наше время смелое, можно даже сказать — эпатажное. В пьесе действие разворачивается вокруг распрей в Крыму. Более того, самую известную «рецензию» на эту пьесу написал никто иной, как лично Иосиф Виссарионович Сталин. Запрещая пьесу, он писал в письме «Ответ Билль-Белоцерковскому» от 2 февраля 1929 года:

«"Бег" есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, — стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление.

Впрочем, я бы не имел ничего против постановки «Бега», если бы Булгаков прибавил к своим восьми снам ещё один или два сна, где бы он изобразил внутренние социальные пружины гражданской войны в СССР, чтобы зритель мог понять, что все эти, по-своему «честные» Серафимы и всякие приват-доценты, оказались вышибленными из России не по капризу большевиков, а потому, что они сидели на шее у народа (несмотря на свою «честность»), что большевики, изгоняя вон этих «честных» сторонников эксплуатации, осуществляли волю рабочих и крестьян и поступали поэтому совершенно правильно.»

Так что же предложил Сергей Женовач зрителям, которых Олег Табаков прикормил «скандальным» Богомоловым, «дерзким» Молочниковым, «чувственной» Ренатой Литвиновой и другими режиссерами? Предложил он им увеличенную версию СТИ.

Сценическое пространство, оформленное верным напарником Женовача Александром Боровским, предсказуемо пусто — черная сцена, черные стены. На сцене массивная декорация из натурального дерева, которая раз в 20 минут вращается, знаменуя кульминационные точки. Всё. Уже на одном только визуальном уровне возникает ощущение, что ты пришел все в ту же Студию Театрального Искусства (СТИ), прежнюю вотчину Сергея Васильевича, просто стала она в разы больше в размерах. 

Трактовка Женовача такая же аскетичная. Никаких актуализаций, никаких современных острот свыше тех, что были у Булгакова. Стилизованные под 20-е годы прошлого века костюмы. Пьеса подается как по написанному. Хотя, надо признать, что вновь Сергей Васильевич всю ее переписал. Как обычно, его инсценировка — это самое ценное в спектакле — стержень, который все держит. Вот только не прошло ли время инсценировок? Раньше такие постановки оправдывали тем, что их хочется показать детям без надуманных режиссером трактовок, что можно привести школьников. Однако «Бег» в школьной программе не значится. Да и формат «лень читать — смотри спектакль» себя изжил, поскольку смотреть такие спектакли чаще всего еще больше лень. В итоге все происходящее воспринимается как очень и очень дремучий театр. Обидно, учитывая, что совсем недавно Сергей Васильевич был «живее всех живых».

Безусловно, поклонникам режиссера этот спектакль увидеть нужно обязательно. Женовач не мельчает. Это мастерская работа. Есть и как минимум один сильный ход — солдаты изначально лежат на сцене трупами. Они встают, произносят реплики и ложатся обратно. Прием совсем не новый, но напоминание, что любой солдат — изначально ходячий труп и «пушечное мясо» — достойно лишнего упоминания. Однако на одной находке в 2019 году далеко не «убежишь», особенно когда бегаешь по кругу. Да и просто скучно смотреть на то, что видел много раз и знаешь наперед, чего ожидать. Хотя определенно почитатели у спектакля найдутся. Многие именно так себе «Храм Мельпомены» и представляют — актеры что-то драматично выкрикивают, ничего вокруг от них внимания не отвлекает, и раз в 20 минут под тревожную музыку вращается массивная декорация.

К слову об актерах. В премьере задействован почти весь звездный состав МХТ. Михаил Пореченков, Андрей Бурковский, Ирина Пегова, Анатолий Белый, Антон Ефремов — список можно продолжать долго, и одного его уже достаточно, чтобы на спектакль пришли те, кто в театр ходят нечасто. Не сказать, что они будут разочарованы. Возможно именно так им театр и запомнился — тусклое место, где, если повезет, можно посмотреть на известные лица. Сам Сергей Васильевич с актерами подобной медийности и узнаваемости прежде работал редко. Ему куда комфортнее было находить самородков среди молодежи. Возможно в этом причина, что почти все актеры в его премьере играют плохо. Наиграно плачут, громко кричат в пустоту, переигрывают, картинно «шепчут», чтобы было слышно на последних рядах балкона. Может быть, причина еще и в том, что, работая с разными и порой смелыми режиссерам во времена Олега Павловича, эти актеры отвыкли от такой академичной подачи. Ощущается, словно взрослые и успешные актеры вновь решили «поиграть» в студенческом спектакле. Получается исполнять «надрыв» у них плохо. И возможно это даже хорошо. Это осознание утешает.

Известный своей бесконфликтностью и готовностью к компромиссам Сергей Женовач от нападок в чрезмерной «традиционности» защитился. Такова его художественная политика. На фасаде театра афиши современных постановок он заменил портретами исторических личностей, в разные годы служивших в МХТ. Даже програмка к «Бегу» — это одна большая антология всех постановок Булгакова за годы существования театра. Програмка, кстати, стала толще и куда более стильно оформленной, но ощущение какой-то пыли в ней неизбежно присутствует. Быть может, именно так и нужно заходить в театр с подобной историей в статусе нового руководителя — с поклона предшественникам. Быть может, именно этим объясняется и чрезмерная академичность премьеры.

Понятно, что сравнение нового худрука с Табаковым — дешевый ход. Любой на этом фоне проиграет. Но здесь расхождения ключевые, и именно они важны. Олег Табаков в свое время превратил МХАТ (Московский Художественный Академический Театр) в просто МХТ. Убрав букву «А» из аббревиатуры, он хотел скинуть налет «Академичности», дать буйство «Художественности» и во многом этим в том числе вошел в историю. А Сергей Васильевич очевидно «Художественностью» жертвует, возвращение «Академичности» поощряя. Кому-то это безусловно понравится. Возможно многим. Против точно не будут государственные институции, чьей политике такой подход очень удобен. Быть может о сервилизме новый худрук и не помышлял, а просто хотел почтить великую историю великого театра, но получилось, как получилось, — МХТ превращается в МАТ, и видимо это надолго.

Отзывы о ««Бег» Женовача: МАТ вместо МХТ»

Наталья вчера, 12:59
Вынуждена присоединиться к критически настроенным комментаторам. Женовач не мой любимый режиссер, но считаю его хорошим, крепким мастером в камерном пространстве СТИ. Не хочу очень ругать «Бег», в нем есть свои достоинства, хоть и уже виденные многократно где-то. И своих поклонников спектакль обретет. Не могли с друзьями отделаться от ощущения, что из закромов театра тупо достали реквизит со времен «Белой гвардии», отряхнули бушлаты и вперед. Все эти движущиеся платформы-перроны, поворачивающиеся, качающиеся и наклоняющиеся, уже были 15 лет назад, а потому особого впечатления не произвели. Но сценография все равно достойная, действительно безусловный плюс постановки.
Спектакль прекрасно бы смотрелся на Малой сцене театра, там ему самое место, гораздо лучше создало бы ощущение замкнутости и трагичности. На большой сцене он рассеивается, распадается и проваливается. Вокруг меня зрители откровенно скучали и бурно радовались любым удачным моментам. Соглашусь с комментаторами, что актеры излишне театрально играли и кричали. Неудивительно, что у половины состава после предпремьерных показов к премьере голос был основательно сорван. Белый и Бурковский стали для меня разочарованием. После потрясающих работ в «Сереже» и «Человеке из рыбы» их игра в «Беге» показалась мне откатом назад. Пегова и Пореченков были хороши, хоть и не сразу вошли в синхрон. Верник тоже понравился. Но точное попадание в образ каждого между тем сыграло злую шутку: актеры в привычных образах, играют на своих же штампах (юморной Пореченков, разбитная Пегова, шоумен Верник), никаких новых трактовок режиссер им, увы, не предлагает, все очень и очень узнаваемо.
Нафталин? Пожалуй, да, но нафталин нехалтурный и добротный. Кто скучает по театру начала 2000-х, останутся довольны (кстати, впервые за очень много лет зал состоял практически из людей старшего возраста с беспрерывно звонящими телефонами, основная публика в МХТ все же довольно молодая и уважительная). Мне было на спектакле скучно, сильных эмоций он не вызвал, к актерам я так и не смогла подключиться, потому что никаких крючочков для этого не нашла, думать и размышлять после него тоже не хотелось. Как будто тебе по ролям выразительно прочли книгу, что думающий зритель, наверное, все же в состоянии сделать и сам. «Бег» - хорошее приобретение для МХТ как еще одного спектакля, но в качестве поворотного и программного, знаменующего новую эпоху вызывает грусть и тревогу. Самый яркий и передовой театр России гасят, поворачивают на 15 лет назад, и, похоже, ему предстоит бежать следующие 15 лет, чтобы добраться в то место, где их оставил Табаков.

татьяна 18 мая, 05:27
Полностью согласна с негативными отзывами. Я люблю МХТ, но постановки Женовача никогда не видела. Была на премьере 16 мая. Сказать, что разочарована - это ничего не сказать! Я просто в трауре! Мой любимый МХТ отдали в руки такого бесталантного режиссера. Спектакль нафталиновый, абсолютно косплеит знаменитый фильм "Бег", даже у Бурковского те же интонации, что и у Баталова в фильме. Не знаю, что играл Серафиму, но кто вообще взял в актрисы эту даму - для меня большой вопрос. Люська, понятно, - дама фигуристая и напористая - взяли Пегову, Серафима - дама бесплотная с тоненьких голоском - такую и взяли . Мне бы на месте режиссера хотелось бы сломать эти навязанные фильмом стереотипы и поменять актрис местами, но нет, Женовач идет по проторенной дорожке - чего выдумывать, "когнитивить" -все же уже до нас придумано и снято, надо просто взять фильм и , убрав некоторые эпизоды , "сделав монтаж", скопировать кино! Верник, Поречинков, Бурковский - все играли плохо! Видно, что их самих эта постановка не вдохновляет, так что чего надрываться... Видимо ,Женовач не видел постановку Бутусова в Вахтанговском, Бутусов - пьесу через себя пропустил, прожил ее, постановка у Бутусова -живая, экспрессивная, современная, актеры играют на разрыв аорты... Я не против академического театра, но в академичесокм театре игра актеров должна быть гениальной, потому что выехать на концептуальности и новых формах - не получится, надо выкладываться... У Женовача актеры играли как на студенческом капустнике Бауманки… Так что, уважаемый господин Женовач, если Вы помыслите в следующий раз поставить классику, приглашайте Бутусова - не проиграете! Ставить спектакли - не ваше призвание!

Dilyara 16 мая, 11:34
Согласна по большинству пунктов с автором статьи. Просто скопирую то, что вчера написала сразу после премьеры у себя в блоге.

15.05.19. Скажу сразу, чтобы расставить точки над i – я не противник эстетики Сергея Женовача, более того, мне очень импонирует его деликатность, бережное отношение к текстам и интеллигентность. И, покупая билеты на премьеру, знала, на что иду. Мысли о сравнении с бутусовским спектаклем сразу отогнала, Женовач и Бутусов – это разные миры, один апеллирует больше к разуму, другой к чувствам и, многие догадаются, какой мне ближе. Но театр должен быть разным, в этом разнообразии – залог развития, и в том числе причина моей насыщенной театральной жизни, однообразие мне быстро надоедает.

А теперь по существу. Премьерный «Бег» оказался пресным. Это совсем не означает, что я всегда за радикализм и громкие решения – экспериментов и не ждала, но когда совсем предсказуемо, то уже кажется порой ретроградным и становится больно за Мастера, коим Женовач для меня остается, помня многие его замечательные постановки в СТИ. Возможно, феномен СТИ и объясняется ее форматом – то, что это студия, где молодые, мало кому известные актеры проявляют себя под чутким руководством своего учителя.

Лучшее в «Беге» - это сценография от Александра Боровского, давнего соратника Женовача. На черной сцене – платформа-перрон, столб с оборванными проводами, который одновременно и крест, и виселица, и распятие, а вокруг лежат солдаты – жертвы братоубийственной войны. Смысл прозрачен и даже банален, но уместен.

Еще в ходе подготовки премьеры всех воодушевил (и меня в том числе) кастинг. Чарнота – Пореченков, Хлудов – Белый, Люська – Пегова, Корзухин – Верник, Голубков – Бурковский. Попадание действительно в десятку с точки зрения соответствия образу. Но одновременно в этом есть и ловушка, поскольку все ожидаемо. Не могу сказать, что меня впечатлила актерская игра, порой она была излишне театральна. Понравилась Серафима в исполнении Яны Гладких.

Но,несмотря на то, что пульс у меня оставался ровным на протяжении всего спектакля, он не погружает в транс, не переламывает тебя изнутри, это не халтура. Более того, академическая постановка, которая будет иметь успех. Но далеко не у всех. А многочисленные комические сцены, временами скатывающиеся в балаган, этому содействуют.

А мне было обидно, досадно и горько.

Марина 16 мая, 05:40
Подписываюсь под каждым словом. Была на премьере 15.05.19 и впечатления абсолютно те же. Средний и очень классический спектакль с орущими и переигрывающими актерами. Во втором действии местами фальшиво выглядели даже Пореченков и Пегова, хотя казалось бы их слаженный дуэт блистательно играет в другом спектакле МХТ "Трамвай желание" уже пять лет. Женовач в очередной раз перенес бережно текст на сцену при отсутствии малейшего намека, зачем вообще он спектакль поставил. Зацепиться в спектакле не за что, все серо и ровно, один только текст. В 2019 году наблюдать на сцене МХТ откат в 2000-е было грустно и неловко. Но к безусловным плюсам следует отнести сценографию, хоть и вызывающую ощущение дежа вю, и более удачное второе действие для тех, кто переживет первое.

Галина 16 мая, 12:38
Явно закаказная статья. Была вчера на премьере и спектакль очень понравился. И постановка и игра актеров отличная. От статьи - один негатив. Так откровенно все ругать, включая замечательную игру актеров, это откровенный перебор. Перестарался автор- заказ так и прет.... А лично я получила большое удовольствие от спектакля Бег 15.05.19

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

28 мая (вт) | 19:00 | Большой театр, Опера 28 мая (вт) | 19:00

29 мая (ср) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, Драма 29 мая (ср) | 19:00

Лирический спектакль Фоменко не про войну, а про мир.

Хит

сб, 25 мая | Улицы Москвы, Квест, Экскурсия сб, 25 мая

Спектакль-променад, события которого разворачиваются на городских улицах.

Выбор редакции

8 июня (сб) | 19:00 | Студия театрального искусства, Драма 8 июня (сб) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

28 мая (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, Драма 28 мая (вт) | 19:00

Взрывной спектакль-кабаре о выборе между долгом и счастьем.

29 мая (ср) | 19:00 | Театр наций, Драма 29 мая (ср) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Фестиваль

27 мая (пн) | 19:00 | Театр наций, Драма 27 мая (пн) | 19:00

Действие пьесы Ибсена Саймон Стоун переносит в современную Европу.

2 июля (вт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, Драма 2 июля (вт) | 19:00

Творческий микс танца, поэзии и драмы в сюжете про волшебный лес.

Премьера

30 мая (чт) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Опера 30 мая (чт) | 19:00

Грандиозная опера Верди в режиссуре Андрея Кончаловского.

23 мая (чт) | 19:00 | Школа современной пьесы, Драма 23 мая (чт) | 19:00

Исторический променад с Чеховым, Толстым, Чайковским, Достоевским, Горьким, шампанским и «Оливье».

Премьера

30 мая (чт) | 19:00 | Театр на Таганке, Драма 30 мая (чт) | 19:00

Спектакль о разных судьбах, которые разделяет всего лишь стена.

Самый полный путеводитель по главному театральному фестивалю страны.