В ГМИИ гостит одна из самых богатых итальянских галерей, Академия Каррара, с 58-ю шедеврами эпохи Возрождения. «ВД» выбрал 5 самых интересных картин выставки «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо».

Лоренцо Лотто. «Мистическое Обручение Святой Екатерины». 1523

Католические легенды о святых — вещь увлекательная. Одну такую легенду проиллюстрировал Лоренцо Лотто. Говорят, однажды у святой Екатерины Александрийской (мученица III века, которую в православной церкви тоже почитают) было видение. В нем она вознеслась на небеса и видела Мадонну с младенцем. Маленький Иисус надел ей на палец свое кольцо и назвал «Христовой невестой» — то есть монахиней. Через некоторое время, как это бывало со многими христианами той эпохи, римляне убили Екатерину за то, что она не отреклась от веры.

Перстенек, который Иисус протягивает Екатерине, мы видим и на картине Лотто. Кстати, на голове у святой корона, потому что на Западе ее считали принцессой. А бородатый мужчина, одетый по моде XVI века, — заказчик картины Николо Бонги. Кстати, именно он был хозяином дома, где Лотто снимал квартиру. И эту картину художник написал ему бесплатно — в качестве арендной платы.

Сандро Боттичелли. «Портрет Джулиано Медичи». Около 1478–1480

Этот надменный красавец — младший брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Джулиано любил музыку, участвовал в рыцарских турнирах, победы в которых посвящал Прекрасной Даме. Его возлюбленная Симонетта Веспуччи действительно была прекрасной: именно она послужила моделью для боттичелиевской «Весны». Симонетта умерла в 23 года от чахотки. А через два года, день в день, во время службы в Дуомо был заколот Джулиано. Сумевший спастись Лоренцо сурово наказал участников заговора Пацци: всех, кого смогли арестовать, повесили. Но некоторым удалось скрыться. И Боттичелли наняли написать портреты бежавших, чтобы предать их символической казни. Удивительно разнообразные заказы получали живописцы в то время…

Сандро Боттичелли. «История Виргинии». Около 1500–1510

Автор «Весны» и «Рождения Венеры» порой обращался к нравоучительным сюжетам. Картина о римлянке Виргинии — из цикла о человеческих добродетелях. Воспылав к Виргинии страстью, сенатор Аппий Клавдий сфальсифицировал суд, на котором ее объявили сбежавшей рабыней и отдали в его распоряжение. Отец девушки центурион Луций Виргиний заколол дочь прямо на глазах толпы, лишь бы не дать увести ее в дом сенатора. По легенде, из-за этой трагедии в Риме случилось народное восстание, и сенатору пришлось покончить с собой.

На картине Боттичелли, как в комиксе, совмещено сразу несколько эпизодов этой истории. Виргиния написана трижды: в левой части картины рыжеволосую красавицу тащат в суд, в центре она грустно стоит на ступеньках перед сенатором, а справа изображена сцена ее убийства. Современный зритель вряд ли будет впечатлен добродетелями, которые иллюстрирует эта картина, — уж больно мораль за века поменялась. Зато полюбуется красочными костюмами персонажей: Боттичелли нарядил своих героев по флорентийской моде XV века.

Джованни Беллини. «Мадонна с младенцем». Около 1488

Хотя Джованни Беллини за свою жизнь написал множество «Мадонн», этой картиной он особенно гордился. Даже подпись на полотне поставил на самом видном месте, прямо по центру — на белом листочке, будто пришпиленном на парапет. Рядом лежит фрукт, символизирующий «яблоко грехопадения», а Мария — это новая Ева, которая тем не менее спасет человечество.

Дева Мария, как всегда у Беллини, прекрасна и нежна. Это своего рода фирменный стиль. От других картин на ту же тему работа отличается деталями пейзажа. Вдалеке расстилается лагуна, которую рассекают гондолы. Чуть ближе скачет рыцарь на коне в сопровождении охотников, а два паломника присели отдохнуть под деревом. В правой части высятся башни замка. Возможно, это реальный пейзаж, который нравился автору или заказчикам.

Антонио Пизанелло. «Портрет Лионелло д’Эсте». 1441

Маркиз Лионелло д’Эсте, который за свои достоинства получил прозвище «Цветок принцев» (разумеется, от подчиненных), изображен среди диких роз. Возможно, с намеком — тогда любили метафоры. Говорят, маркиз был ценителем искусств и настоящим рыцарем. Можем ручаться, что еще он считал себя красавцем — слишком много его портретов сохранилось. Чаще всего маркиз позировал Пизанелло, который написал и эту картину. Однако остальные портреты работы этого мастера — не картины, а медали. На медалях маркиз демонстрирует тот же орлиный профиль и своеобразную стрижку, которую тогда предпочитали многие носившие доспехи. Любовь к профильным портретам — не прихоть художника. Дело в том, что в начале XV века в Европе уже никто не помнил, как писать портреты — за Средние века это искусство подзабылось. Итальянские художники учились заново, взяв за образец древнеримские монеты и медали, — а там все были в профиль. Чтобы развернуть модель в фас, итальянцам потребовалось полвека.