В Манеже мировая премьера: знаменитый режиссер Питер Гринуэй рассказывает московскому зрителю свою версию истории русского авангарда.

Манеж запускает главный интеллектуальный хит этого года — проект «Золотой век русского авангарда». Он создан приглашенными звездами — британским кинорежиссером Питером Гринуэем в соавторстве с женой, Саскией Боддеке. Идея этого мультимедийного зрелища возникла в то время, когда Манежем рулила Марина Лошак. Сошлось несколько факторов: и то, что Лошак блестящий переговорщик, и то, что 2014-й — перекрестный Год культуры России и Великобритании, и то, что сам Гринуэй не на шутку увлекся темой русского авангарда. Так появился проект «с участием» картин Малевича, стихов Маяковского и собст­венных кинофантазий Гринуэя. Выставка может перекрыть все, что вы раньше видели в музейных залах.

Между палитрой и камерой

Что ожидает нас в Манеже? Инсталляция из 18 экранов, которая размес­тится на 5000 квадратных метрах. Гринуэй и Боддеке хотели, чтобы зритель чувствовал себя как на теат­ральной премьере с видеоизображениями, мог бы передвигаться вдоль сцены и рассматривать экраны, картины и репродукции под разными углами.

Вообще Гринуэй, будучи человеком из мира кино, всегда тянулся к картинам. Его манеру многие критики так и называют — киноживописью. Сюжет для него не так важен — куда как интереснее детали, композиция кадра, свет. Кроме того, Гринуэй не раз обращался к историческим детективам и даже историчес­ким анекдотам, где действующими лицами были легендарные живописцы. Его кинодрама «Ночной дозор» — это история о создании великим Рембрандтом одноименного шедевра XVII века. Режиссер препарировал изображение на холсте по своему вкусу. Неудивительно, что и период русской революции, полный ярких героев и нетривиальных судеб, Гринуэя искренне заинтересовал.

Апостолы авангарда

Когда началась работа над проектом, Питер и Саския подготовили список русских авангардистов, оставивших более-менее заметный след в истории искусства. В нем оказалось 200 имен — необъятный материал, на который не хватило бы и нескольких лет. Авторы постепенно сужали рамки (взяли только период между 1917-м и 1930-м годом) и количество действующих лиц. Так определились 12 героев, и главные из них: Малевич, Кандинский, Маяковский.

На экранах авангардисты оживут с помощью актеров. Подбирая действующих лиц, Гринуэй и Боддеке не стремились к тому, чтобы их персонажи были внешне похожи на своих прототипов. Главным было внутреннее совпадение с героем. Боддеке признается, что когда экранный Маяковский (молодой человек с эффектной внешностью) начал читать стихи Маяковского-поэта, по ее щекам покатились слезы.

Перед гастролями

По сути, Гринуэй снял очередной полный метр — общая продолжительность инсталляции 144 минуты. Здесь есть и чисто кинематографические приемы, и анимация, и 3D-моделирование, и классическая живопись — автор создает новый мультимедийный язык, который, по его мнению, способен донести до современного зрителя все, что происходило в России начала ХХ века.

Судя по всему, Гринуэй не прогадал: вспомните, какая очередь стояла на мультимедийный проект о Ван Гоге в центре ArtPlay. Этот аттракцион — микс живописных шедевров и навороченных компьютерных технологий — очень нравится зрителям. И сегодня это явный тренд во всех мировых музеях. Однако в этот раз нам не просто перескажут уже виденное, но и вытащат на свет божий редкости. Работы для выставки предоставили в числе прочих амстердамский Музей Стеделик, парижский Центр Жоржа Помпиду, нью-йоркские МоМА и Музей Гуггенхайма.

Кроме того, ассистенты Гринуэя нашли кое-что в запасниках Треть­яковки, Музея архитектуры, Теат­рального музея имени Бахрушина, в частных коллекциях. Как основа и центральный образ экспозиции будет использован «Черный квадрат» — главный символ той революционной эпохи.

Уже сейчас можно сказать, что «Золотой век авангарда» станет бестселлером в Москве, и его ждут мощные мировые гастроли. Успех неизбежен, когда в одном проекте пересекаются большая тема и большой автор.