В рамках Фотобиеннале в Мультимедиа Арт Музее открывается выставка Ширин Нешат. Эту художницу знают по фотографиям и фильмам, которые рассказывают о том, как исламская революция изменила жизнь иранских женщин. Выставка в МАММ другая — она о социальных стереотипах и о метро.

Художница и изгой

Ширин Нешат родилась в иранском городе Казвин. Ее отец был врачом, мать домохозяйкой. Сейчас трудно представить, чтобы родители-иранцы отправили дочь получать высшее образование в США. Тогда это было возможно, и Нешат уехала в Лос-Анджелес в 1979-м. Все изменилось, пока она изучала искусство в Калифорнийском университете. Исламская революция, свершившаяся в 1978–1979 годах и установившая в Иране фундаменталистский режим, сильнее всего отразилась на жизни иранской интеллигенции и женщин. Новая власть закрыла все университеты, назвав их «центрами разврата» и с особой ненавистью отнесясь к тем, кто получил образование на Западе. 12 лет Ширин Нешат оставалась в вынужденном изгнании.

«Я вернулась прежде всего, чтобы воссоединиться со своей семьей и восстановить утраченные связи, чтобы найти свое место в обществе. Вместо этого я обнаружила страну, которую больше не узнавала», — вспоминает она.

Ширин Нешат не смогла остаться на родине, оказавшись там, по собственному признанию, изгоем. Однако эта поездка стала для нее источником вдохновения. Нешат начала изучать исламскую революцию и то, как она изменила жизни иранских женщин: «Изучая женщин, ты можешь прочесть структуру и идеологию страны».

Непокорная

Уехав на Запад из страны, в которой женщина подвергала опасности свою жизнь, выходя без чадры на улицу, Ширин Нешат оделась в чадру сама. В серии принесших ей мировую известность черно-белых фотографий «Женщины Аллаха» (1994–1997) она и­спользовала как объект собственное тело, укутывая его в черную ткань, нанося на руки и стопы цитаты из иранской феминистской поэзии и священных текстов Корана на фарси. Далее последовали новые серии фотографий и видеоработ, одна из которых, фильм «Непокорная», где героиня нарушает запрет исполнять и записывать музыку, была удостоена Первой международной премии на Венецианской биеннале. 

Образ женщины в чадре – символе целомудрия и одновременно подобии тюремной униформы — стал визитной карточкой Ширин Нешат. Саму художницу называют революционеркой и двойным агентом в культуре. Нешат говорит о себе так: «Я — художник-кочевник. Я работаю в Марокко, Турции, Мексике. Я еду в любую точку мира, чтобы вообразить, что это Иран».

Рвущиеся из темноты

На Фотобиеннале привезли проект художницы, над которым она работала в Неаполе. Сделанная ею в со­труд­ничестве с итальянским фотографом Лучано Романо серия «Не спрашивай, куда ушла любовь» — это девять портретов. Моделями для снимков стали актеры местного экспериментального театра. Этот проект не о женщинах Востока, но по-прежнему о свободе, внешней и внутренней. Мужчины и женщины на этих черно-белых фотографиях, будто рвущиеся наружу из тьмы черного фона, кричат, но не могут произнести ни слова, пылают гневом и рыдают от отчаяния, рвут на себе волосы и обличающе указывают на зрителя. Зрители же — пассажиры метрополитена, самого общественного из общественных мест города, где личные пространства незнакомых людей пересекаются так тесно, что сливаются в одно, но каждый привык надевать маску бесстрастия сам и видеть подобные маски на окружающих.

Метро как арт-проект

Метрополитен Неаполя вообще довольно необычный. В городе с почти 30-вековой историей, напичканном достопримечательностями, подземка сделалась достопримечательностью новой. Проект «Станции искусств», который курирует легендарный Акилле Бонито Олива, один из главных мировых авторитетов в области современного искусства, превратил 12 станций метро города в музейно-выставочные пространства, где экспонируются работы современных художников и дизайнеров. В превращении подземки в арт-проект принимали участие Алессандро Мендини, Аниш Капур, Гаэ Ауленти, Яннис Купеллис, Карим Рашид, Микеланджело Пистолетто, Сол Левитт и многие другие.

Ширин Нешат получила предложение участвовать в преображении станции «Толедо», специально для которой и была сделана ее серия, в 2012 году. Вместе с ней работали Роберт Уилсон, Илья и Эмилия К­абаковы, Франческо Клементе и Уильям Кентридж. Новый дизайн станции был спроектирован каталонским архитектором Оскаром Тускетсом Бланка, который был другом Сальвадора Дали. В 2013 году британская газета The Daily Telegraph признала станцию «Толедо» «самой впечатляющей станцией метро в мире». Жителям Москвы — города, метро которого считается одним из самых красивых в мире, — особенно интересно будет посмотреть на работу Нешат. И вспомнить споры о новом убранстве станции «Достоевская», например.