Голливудская звезда Джессика Лэнг приезжает в Москву на открытие своей фотовыставки «Незримое» в Мультимедиа Арт Музее.

Секс-символ 80-х, блондинка с внимательными глазами Джессика Лэнг скрывала талант фотографа чуть ли не 30 лет. В 1967-м она окончила факультет фотографии в университете Миннесоты. А фотографировать начала, по сути, лишь в начале 90-х. Да и то случайно. И только лишь потому, что ее тогдашний бой­френд, драматург Сэм Шеппард, принес домой «Лейку М6» — идеальную камеру для того, чтобы снимать незаметно. Любимый инструмент всех стрит-фотографов.

Видимо, камера помогла Джессике выбрать собственный почерк в фотографии. Ее снимки — это всегда подсмотренные моменты жизни, никакой постановки. К тому же «Лейка М6» — дальномерная камера, так что подкрадываться вплотную к своим моделям Джессике и не нужно: подглядывать можно издалека. Увы, других вариантов «спрятаться» у двукратной обладательницы «Оскара» попросту нет.

Дети, животные, влюбленные пары, не подозревающие, что за ними следят, странные архитектурные сооружения: Лэнг, как она сама говорит, фотографирует все, что видит. А чтобы видеть больше, много ездит. За последние 20 лет актриса где только не побывала: Юкатан, Италия, Африка, Скандинавия, Монтана, Миннесота, Новая Шотландия, Юта, Алабама, Калифорния, Румыния. И даже Россия. Самый известный русский кадр Джессики являет нам девушку из толпы, чье лицо эффектно подсвечено театральной лампой. Девушка удачно смотрит куда-то вверх и вообще вид имеет отрешенно-духовный. Метафорически говоря, Лэнг умудрилась запечатлеть саму Россию. Слегка святую (театральная лампа как нимб), слегка не в себе (никто из толпы в ту сторону, куда вглядывается девушка, не смотрит), но в целом довольно симпатичную.

Другое дело Мексика. Эту местность актриса выделяет для себя в отдельную папочку «из-за ее огней и чудесных ночей». Мексика, по версии Лэнг, — это фантастическая страна с бесконечными цирками, пожилыми влюб­ленными и безумными собаками, которые лают на прохожих с крыш. В этой стране бывает или обжигающий полдень, когда все предметы и существа отбрасывают графичные тени, или прохладные сумерки, когда все волнующе и неясно. «Для меня очень захватывающе выходить с камерой на улицу в Мексике, — рассказывает Лэнг. — Люди там меня знают. И, видимо, очень удивляются моему нынешнему занятию. Но при этом они так невероятно добры и щедры, что просто позволяют себя фотографировать».

Но на самом деле главное, что привлекает Джессику-фотографа, — это свет, вне зависимости от его географического местонахождения. Просто в Мексике он особенный. «Солнце такое давящее, что все будто останавливается». Как написала знаменитая панк-рокерша Патти Смит про Джессику: «В ее крови — полуденное солнце. Ее, актрису, запечатлевали на пленку с помощью такого же освещения, к которому ее теперь так сильно тянет. Она как никто другой понимает, что свет умеет передавать самые сильные переживания».



По поводу сильных переживаний позволим себе не согласиться с Патти. На фотографиях Джессики Лэнг скорее не переживания, а впечатления. Такой черно-белый фотографический импрессионизм, позволяющий лишь угадывать настроение фотографа, а не лупить им зрителя по глазам. Тихие, спокойные снимки, лишь иногда намекающие на печаль и одиночество. К слову, Джессика Лэнг частенько страдает от приступов жестокой депрессии. Но депрессия, по ее собственному признанию, играет большую роль во всех творческих занятиях. «Я в состоянии насладиться вещами, где есть страдание, гнев и печаль».

Скромность и незатейливость фотографических опытов госпожи Лэнг не помешали ей заслужить репутацию талантливого профессионала. На сегодняшний день в багаже актрисы — три крупных фотопроекта: «50 фотографий» (2008), «В Мексике» (2010) и нынешний, «Незримое», который и смогут увидеть зрители в Мультимедиа арт музее. Почти полторы сотни фотографий, созданных за 20 лет. Фотографии разделены на две тематические части: «Что я вижу» и «Мексиканский цикл». Перед Москвой выставка проехалась по Европе (Испания, Португалия) и побывала в Сан-Диего, а в следующем году ее ждут в Монако. Голливудской суперзвезде, даже если она снимает будничные виды, рады везде.