Отзывы о "Глаза в глаза"

Оценка редакции
Наталья Пыхова
21 октября 2013

Дэвид Датуна в арт-центре «Ветошный»

На выставке Дэвида Датуны «Глаза в глаза»  внимательно разглядывать хочется не только портреты Владимира Путина и Николая II, заявленные центральными экспонатами.

Дэвид Датуна, родившийся в Грузии, теперь живущий в Америке, появился на арт-сцене в 2000-х, и стал известен как художник, работающий с линзами. Разбирая на «запчасти» очки, те, что обычно носят на носу, он соединяет офтальмологические линзы в своеобразный прозрачный «панцирь», за которым прячет изображение. Чаще всего это портреты, причем, узнаваемых личностей — будь то Владимир Путин, Стив Джобс или Наталья Водянова. Линзы отражают свет и преломляют изображение, картинка становится выпуклой и объемной. 

Для своей первой московской выставки, открывшейся в арт-центре «Ветошный», центральными персонажами Датуна выбрал двух российских правителей, Николая II и Владимира Путина. Их портретам, покрытым линзами, отдан отдельный зал. В полутьме царь и президент будто бы глядят друг на друга — глаза в глаза. Но, по словам самого художника, противопоставления тут нет, это скорее «точки отсчета».

Все то, что между этими точками, иллюстрируют другие работы выставки. В основном это вариации на тему флагов — Российской империи, Советского Союза (в том числе — огромное, будто бы сначала застывшее, а потом расколотое на части полотнище) и России нынешней. Каждый из символов государственной власти подан в нескольких вариантах, и рассматривать их, признаться, интереснее, чем царя и президента.

Если портреты, выполненные в технике Датуны, получились пусть объемными, но двумерными — картинка и линзы, то, разглядывая каждый флаг, можно найти множество смыслов. «Ткань» полотнищ составлена из фотографий и газетных вырезок, сквозь то одну, то другую линзу видишь знакомое лицо — или лик. Строки текста, преломляемые диоптриями, разбиваются на отдельные слова, а те складываются в новые, порой неожиданные сочетания. Заглядывая в лица на фотографиях сквозь то, что предназначено было быть приспособлением для обострения зрения, задумываешься об еще одном смысле названия выставки «Глаза в глаза».

Фото: Наталья Пыхова

Отзывы о «Дэвид Датуна в арт-центре «Ветошный»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Лучшие выставки в Москве

12 февр. — 24 мар. | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, живопись, современное искусство 12 февр. — 24 мар.

Почему крокодил Гена — воплощение культуры социализма, а «Черный квадрат» — портрет москвича?

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая