В Мультимедиа Арт Музей привозят работы из личной коллекции Дэмиена Херста. Черепа, чучела животных, насилие и смерть — в общем, все, что вдохновляет главного сегодняшнего арт-провокатора.

Пабло Пикассо. Натюрморт с черепом и горшком. 1943

Коллекция Херста называется Murderme («Убей меня») и напоминает собрание одержимого, если не сказать маньяка. Пикассо тут соседствует со старинными черепами. Энди Уорхол — с анатомичес­кими препаратами. Бэнкси — с гипсовым слепком лошадиной ноги XVIII века. Больше всего коллекция похожа на некую кунсткамеру, куда приходят, чтобы испугаться, посмеяться и погрустить о бренности бытия. Смерть — вот единственная тема, которая волнует и Херста-художника, и Херста-коллекционера. Ну, и еще немного животные.

Джефф Кунс. Слон. 2003

Такая сборная и на первый взгляд бессистемная солянка имеет очень четкую и прямолинейную концепцию, бьющую зрителя прямо в лоб, — как, впрочем, все, что создает Херст. Ему нравятся те художники, которые хоть чуть-чуть похожи на него.

Конечно, по части расчлененки с Херстом мало кто может сравниться. Недаром в свое время галерист Чарльз Саатчи, с которого начался успех Херста, в ошеломлении стоял перед одной из ранних работ молодого и малоизвестного тогда художника «Тысяча лет»: в стеклянном аквариуме лежала о­кровавленная голова коровы, которую пожирали трупные мухи, которых, в свою очередь, убивала электронная мухобойка. Но для Херста-коллекционера важно не визуальное родство, а смысловое. Вот почему он одинаково нежно относится и к «надувным», но при этом сделанным из нержавеющей стали игрушкам Джеффа Кунса, и к фотографии египетской мумии, которую однажды ночью, выпивши, купил на eBay.
Присутствие этих двух работ в одной коллекции говорит о Херсте больше, чем тысячи искусствоведческих статей. Херст боится смерти и смеется над ней. Апофеозом этого странного смеха можно назвать его «собственный» «Бриллиантовый череп» — знаменитую работу и самое дорогое произведение искусства в мире.

Ричард Принс. Медсестра-ураган. 2001

Вообще череп — объект, который чаще всего встречается в собрании. Еще бы, ведь это традиционно главный символ смерти. Любовь Херста к черепам началась еще в школе. Сейчас у него имеются черепа во всех возможных видах — от реальных старинных до рентгеновских снимков времен Первой мировой. Также полно черепов животных.

Херст всегда стремился делать (и, как видим, собирать) искусство, которое воздействует на людей так же, как экспонаты музеев естественной истории. Один из самых странных и безумных объектов в его коллекции — «Счастливая семья» знаменитого таксидермиста XIX века Уолтера Поттера. Поттер прославился тем, что делал из чучел животных человеческие сценки. Котята пьют чай, кролики учатся в школе, белки играют в карты. На первый взгляд, очень безобидные произведения, но почему-то вызывают у многих чувство гадливости. Так же, впрочем, как коровья голова и плавающая в формальдегиде акула.

Бэнкси. Смейся сейчас. 2003

Собирать произведения искусства Херст начал будучи еще студентом Голдсмитс-колледжа. Причем собирал бессистемно, поначалу просто обменивал на свои работы. Потом стал покупать у друзей — только бы не давать им в долг. И лишь разбогатев, стал позволять себе приобретения типа Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти или Пикассо. Причем выбирал не самые характерные для этих художников картины — лишь бы укладывалось в его любимую концепцию. К примеру, Пикассо, который обращался к теме смерти не так уж часто, у Херста представлен «Натюрмортом с черепом и горшком». «Даже если бы я мог позволить себе только одну его вещь, — объясняет Херст, — это все равно был бы натюрморт с черепом».

Джим Ламби. Rock Me, Move Me. 2003

Однако не стоит думать, что на выставке в Мультимедиа Арт Музее вас ждут сплошь ужас и страдание. Херст — человек остроумный и, кстати, любящий не только расчлененных животных, но и живых. У него дома, например, живут три пони, шесть кошек, три собаки, кролики, морские свинки и цыплята. А в коллекции присутствуют вполне безобидные работы вроде детальных зооскульптур Ника Бибби. Или картин британских художниц Олли и Сюзи, которые создаются в экстремальных условиях дикой природы, по соседству с хищниками. Ну и плюс к тому посмотреть работы Уорхола, Пикассо, Питера Блейка, Фрэнсиса Бэкона и других великих художников — довольно изысканное удовольствие. Пусть даже и изображены на них черепа.