Отзывы о "Венчания на царство и коронации в Московском Кремле"

Оценка редакции
Людмила Буркина
23 сентября 2013

Сокровища империи: выставка в музеях Кремля

В Кремле открывается беспрецедентная выставка, ради которой ценнейшие реликвии впервые покидают стены музейных запасников.

Идея показать весь комплекс сокровищ, связанных с ритуалами вступления на престол российских государей, в музее зрела давно. По понятным причинам в советские годы такая выставка была бы просто невозможна, хотя главные царские регалии — легендарная Шапка Мономаха и Большая императорская корона — посетителям были доступны (их демонстрируют в Оружейной палате и Алмазном фонде). Но только сейчас мы сможем увидеть всю церемонию венчания на царство и коронации в деталях. Около четырехсот экспонатов разместятся в трех помещениях. Помимо т­радиционных Успенской звонницы и Одностолпной палаты, впервые будет задействован практически весь второй этаж Патриаршего дворца, включая Мироваренную палату, где когда-то варили миро. Само по себе это место напрямую связано с темой выставки, ведь одним из важнейших этапов церемониала было таинство миропомазания, когда царю передавались сила и мудрость, необходимые для верховного властителя.

Корона императрицы Анны Иоанновны. Москва, 1730. Золотых дел мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, серебряник Петр Семенов, золотарь Лука Федоров. Серебро, алмазы, рубины, турмалины; литье, чеканка, резьба, золочение

Обряд венчания на царство пришел на Русь из Византии в правление Ивана III, великого князя московского, при котором объединялись русские земли и зарождалась концепция «Москва — Третий Рим». Впервые был венчан внук Ивана III Дмитрий: на голову великого княжича была возложена золотая Шапка Мономаха. Позже возникнет легенда, что она якобы была подарена византийским императором Константином Мономахом своему внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху — как символический жест преемственности власти.

На протяжении веков общая канва этого действа сохранялась. Так, все российские монархи венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля, где устанавливалось особое Царское место. Венчание совершал архиерей (в разные эпохи митрополит или патриарх). На государя возлагались царские регалии: Шапка Мономаха (в имперский период — корона), Крест Животворящего Древа, золотая цепь, бармы (ожерелье из золотых блях). При Федоре Иоанновиче добавился скипетр, при Борисе Годунове — держава. Затем следовало миропомазание и причащение. Далее государь направлялся в Архангельский и Благовещенский соборы — помолиться святым иконам и поклониться гробам предков. Потом в Грановитой палате начинался пир.

Плафон от носимого коронационного балдахина. Россия, 1896. Вышивка — Москва, мастерская Вознесенского монастыря. Парча, шелк, бархат, фольга, шелковые и золотные нити, блестки, тесьма, металл; ткачество, аппликация, шитье, живопись

Во времена империи важным этапом церемонии стал въезд в Москву. Начиная с Павла I все государи останавливались на отдых в Петровском путевом дворце. Затем кортеж направлялся в Кремль. По пути следования сооружались триумфальные арки и колонны. После коронации устраивались приемы, праздничные гулянья и фейерверки, народу раздавались подарки, объявлялась амнистия, прощались долги. Обретшие легитимную власть монархи были щедры и великодушны. Например, далеко не самый демократичный правитель Павел I «даровал» крепостным воскресенье как свободный от работы день.

Впервые чин венчания на царство как некий свод канонов разработал митрополит Макарий для первого русского царя Ивана IV Грозного. Этот ценнейший документ и открывает выставку, которая четко делится на две части. В Звоннице покажут венчание на царство — начиная с Ивана Грозного (1547 г.) и заканчивая братьями Иваном V и Петром I (1682 г.). Интересно, что для уникального случая возведения на престол сразу двоих наследников была создана так называемая «Шапка Мономаха второго наряда» (мы увидим обе). Сейчас кажется символичным, что Петра венчали «новодельной» шапкой, — ведь с него началась и новая история России. Великий реформатор, первый российский император, Петр, однако, не изменил канонам и, перенеся столицу в Петербург, оставил привилегию коронации за Москвой.

Коронационная мантия императрицы Марии Александровны. Санкт-Петербург, фабрика золототканых и золотошвейных изделий И.П. Лихачева, 1856.; шелк — Франция. Золотный глазет, шелк, мех горностая, золотные нити, тесьма, кисти; ткачество, шитье, аппликация

Вторая часть выставки посвящена коронации (так стала называться официальная церемония вступления на престол в Российской империи). Первой в 1724 году короновали императрицу Екатерину Алексеевну. Петр собственноручно возложил корону на голову супруги. Мы увидим и этот венец, и платье Екатерины I, и костюм Петра, и серебряное блюдо XVIII века, на котором запечатлен этот исторический момент, — немного воображения, и вся церемония предстанет как наяву… В дальнейшем высочайшая чета короновалась одновременно: государя венчали Большой императорской короной, государыню — Малой. Увы, в экспозиции не будет этих бриллиантовых шедевров (добро пожаловать в Алмазный фонд). Зато мы увидим корону Анны Иоанновны, а также орден Святого Андрея Первозванного, который входил в число императорских регалий.
Коронация последнего российского императора Николая II проходила в 1896 году и запомнилась современникам не только трагическими событиями на Ходынке, но и невиданной пышностью торжеств. Как все это было, расскажут кадры кинохроники, которые будут транслироваться в режиме слайд-шоу.

Подготовка к выставке велась не один год. Многие экспонаты были специально отреставрированы. Например, впервые будут показаны все без исключения коронационные костюмы императоров, включая кос­тюм Петра II, сшитый из французского серебряного глазета. «Здесь представлено столько сокровищ, совершенно исключительных по своей исторической и художественной значимости, что практически каждый предмет достоин своей особой песни, — говорит куратор выставки Елена Моршакова. — Ничего подобного не было ранее ни по масштабу, ни по полноте». 

Отзывы о «Сокровища империи: выставка в музеях Кремля»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Лучшие выставки в Москве

12 февр. — 24 мар. | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, живопись, современное искусство 12 февр. — 24 мар.

Почему крокодил Гена — воплощение культуры социализма, а «Черный квадрат» — портрет москвича?

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая