Мирослав Балка. Fragment

Оценка редакции
Наталья Пыхова
18 октября 2013

Мирослав Балка. Fragment

ГЦСИ и «Винзавод» показывают проект польского скульптора и видеохудожника Мирослава Балки Fragment. 

Спускаясь по металлическим ступеням в подвал Большого винохранилища, слышишь резкие звуки: скрежет, лязг. В подвалах «Винзавода» темно. На полу — песок и дощатые настилы, на стены и пол проецируется видео. Слышен голос, читающий стихи.

Часть проекта польского художника Мирослава Балки демонстрируется в ГЦСИ, и там видео, показывающее оленей за колючей проволокой, которая отделяла зону концлагеря, или карту, на которой отмечены концлагеря, выглядят не так тревожно. Для размещения основной части экспозиции ГЦСИ «одолжил» площадку Винзавода — наверное, лучшее в Москве место для этой выставки. Fragment — проект о войне, концлагерях, об отношении человека к человеку и к истории. Выставка, задуманная Мирославом Балкой для Польши, Германии и России, уже демонстрировалась в Варшаве и Берлине. «Очень много немцев погибло на территории России, русских на территории Польши и Германии. Происходит некоторая кровная связь между нашими странами», — говорит Балка.

Вообще, Мирослав Балка, один из главных польских художников, известен в первую очередь как скульптор. И видео проекта Fragment, над которым он работал в 1998—2010 годах, работают с пространством. Это не документальное кино и не видеоарт, но настроение этих работ, представляющих собой закольцоцванные отрывки пленки, чувствуется, даже если не знаешь названия каждой и предыстории их создания.

В 1989-м, когда художнику был 31 год, он узнал, что в Отвоцке, городке близ Варшавы, где он жил, три четверти населения были евреями, и все они были уничтожены. «Отвоцкие евреи были вывезены в Треблинку в августе 1942 года, восемь тысяч человек, один день, один поезд, один локомотив! Мне об этом никто не сказал — ни школа, ни родители. Я не знал, что живу в двух улицах от бывшей границы гетто», — вспоминает он. Балка говорит, что тогда он понял, что его, как и многих, держали в неведении о том, что представлял собой Холокост и каковы его масштабы. Так начались его собственные исследования, ставшие ответом на зов «ответственности и обязанности».

«Для меня единственная форма монтажа — это умение выделить тот единственный фрагмент, одну минуту из шестидесяти, которая что-то для меня значит», — говорит Балка в одном из интервью. Чтобы снять материал, из которого потом были выбраны фрагменты, ставшие работами одноименного проекта, Балка ездил в лагерь Аушвиц-Биркенау, Освенцим, Майданек. «Это своеобразное паломничество», — говорит куратор выставки Марек Годжиевский из польского Центра современного искусства Уядзовский замок, вместе с ГЦСИ организовавшего выставку.

Подземелья Винзавода пусты, видео проецируются на пол или стену, становясь единственным пятном, привлекающим внимание. За каждым закольцованным фрагментом — целая история, история не только путешествия художника, его мыслей, но история места, жизней многих людей, наций и в конечном итоге всего человечества. Свидетельства тех, кто видел и переживал некие события, делают зрителя «постсвидетелем» — это понятие, которое использует сам Балка, рассказывает Годжиевский.

Как «постсвидетели» мы можем увидеть помещение городской бани — такие становились газовыми камерами и местом смерти людей. Куратор рассказывает: Балка пользовался небольшой камерой и вел съемку так, чтобы у зрителя создавался «эффект присутствия», записывая и собственные шаги, и резкие звуки, возникающие от соприкосновения, например, с металлическими трубами.

Большая четверка, перевернутая набок — «эссе о памяти и забвении», своеобразная цитата из фильма «Шоа» Клода Ланцмана. В одном из эпизодов женщина, вспоминая, как об убитых евреях в Хелмно-на-Нере, говорила, что не помнит, сколько погибло людей, 400 или 4000 — «была какая-то четверка». «Перевернутая четверка выглядит как крест и тень от него», — обращает внимание куратор.

Работа, показывающая две горящие колонки, на первый взгляд может создать ощущение уюта, но мы слышим шипение выходящего газа. «Из-за особенностей съемки колонки похожи на глаза, наблюдающие за тобой», — говорит куратор.

Выставка включает 21 видео- и 1 аудиоработу, и история каждой может занять часы и десятки часов. Но в самих подземельях этих рассказов нет — только названия. По словам Марека Годжиевского, важно, чтобы каждый, пришедший на выставку, мог составить свое впечатление от каждой работы и своего проекта — и, возможно, это сподвигнет его на собственные исследования, как это когда-то произошло с Мирославом Балкой.

Каждую среду по выставке проходят бесплатные экскурсии. Экскурсии начинаются в 19:00 и занимают 1 час.

Отзывы о «Мирослав Балка. Fragment»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Лучшие выставки в Москве

Лучшие образцы мирового и русского искусства, доступные москвичам круглый год.

Выбор редакции

4 сен — 28 окт | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 4 сен — 28 окт

Лучшие образцы японского искусства.

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

24 июл — 14 окт | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись 24 июл — 14 окт

Венецианская живопись XVIII века из итальянских собраний.

13 сен — 13 ноя | Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, графика 13 сен — 13 ноя

Малоизвестные рисунки Александра Дейнеки.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Новая Третьяковка, инсталляция, современное искусство 7 сен — 13 янв

12 сен — 27 янв | Музей современного искусства «Гараж», декоративно-прикладное искусство, историческая 12 сен — 27 янв

Что одежда расскажет об истории, культуре и политике XX века.

25 июл — 23 сен | Музей-заповедник «Царицыно», инсталляция 25 июл — 23 сен

Воображаемая архитектура барокко как праобраз компьютерных игр.

Выбор редакции

13 сен — 11 ноя | Мультимедиа Арт Музей, инсталляция, современное искусство 13 сен — 11 ноя

Работы живого классика из собрания Центра Помпиду.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Успенская звонница Московского Кремля, Патриаршие палаты, декоративно-прикладное искусство 7 сен — 13 янв

Роскошные во всех смыслах изделия итальянского ювелирного дома.

16 авг — 30 сен | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, историческая, фотография 16 авг — 30 сен

21 сен — 30 ноя | ВХНРЦ им. Грабаря, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 21 сен — 30 ноя

Искусство реставрации на примере 70 работ.