В «Гараже» открылась выставка пионера концептуального искусства Джона Балдессари «1+1=1». Вместе с выставкой стартовала большая образовательная программа, рассказывающая не только о художнике, но и о концептуализме вообще.

Джону Балдессари сейчас 82 года, и «скучного искусства» он, как и обещал четыре десятка лет назад, по-прежнему не делает

«Я бросил заниматься живописью где-то в 1965 году. А произошло это потому, что я понял, что все, чего я мечтаю добиться при помощи живописи, я сделаю скорее благодаря фотографии, — говорит Джон Балдессари. — По-моему, в первый раз я использовал в своей работе фотографию просто в качестве документа. У меня была картина, где была изображена карта штата Калифорния. И само слово CALIFORNIA было написано по карте вдоль всего штата». Балдессари тогда поехал по тем местам, на которые приходилась каждая буква на карте, поставил там соответствующие литеры из подручного материала и сфотографировал их. «В последующих работах я покрывал холст жидкой фотоэмульсией. Делал фотографии на холсте. Холст превращался в большой лист фотобумаги. Я использовал холст вместо бумаги, потому что хотел, чтобы сразу было ясно, что это искусство с большой буквы, — говорит он. — Если зритель видит холст в деревянной раме, он сразу понимает: ну да, это искусство».

Джон Балдессари. Double Feature: The Set-Up, 2011. Лакированный холст, акрил, масло, струйная печать

Обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале (2009) за вклад в искусство, один из самых влиятельных арт-деятелей современности, Джон Балдессари считается пионером концептуализма. Это направление, для которого исключительно важна идея, замысел, искусство, работающее в первую очередь со смыслом и словом. Взяв то, что кажется известным и обыденным, Балдессари переворачивает этот факт или изображение так, что заставляет нас свежим взглядом посмотреть на, казалось бы, знакомое и привычное.

Джон Балдессари. Double Vision: Warhol (Violet & Yellow), 2011. Лакированный холст, масло, печать

В 1970-м он сжег свои работы: «В какой-то момент я понял, что мои картины не покупают, они у меня копятся и копятся. И тогда я их сжег, а пепел поместил в урну в виде книги. Это было для меня перерождением». Через год — сделал перформанс, записав его на видео: в течение 13 минут он выводит на листе снова и снова: «Я больше не буду создавать скучное искусство». Впрочем, скучного искусства, по признанию критиков, за ним не водилось и до этого — нет такого в его работах и по сей день. Картины-надписи — его работа, он же придумал заклеивать лица людей на изображениях разноцветными кружочками — его искусство остроумно и иронично, при этом ему не отказать в иронии над самим собой.

Джон Балдессари. Double Feature: Sudden Fear, 2011. Лакированный холст, акрил, масло, струйная печать

На выставке в «Гараже», кстати, первой в России, собраны серии картин, сделанных Балдессари за последние два года. В них художник использует фрагменты, очевидные и не очень, работ классиков трех последних столетий, соединяя детали одной картины с другой, подписывая их именем одного автора (второго зрителю надо угадать), строками известных песен, названиями фильмов. Где-то параллели кажутся очевидными, а где-то приходится задуматься — или спросить экскурсовода. К выставке «Гараж» подготовил большую образовательную программу. Кроме непосредственно экскурсий (по выходным днем проходят бесплатные для всех, по будням — для школьников), запланированы лекции (например, «Краткая история Джона Балдессари, рассказанная Дарьей Пыркиной»), серия публичных бесед «Почему я (не) люблю Джона Балдессари» современных российских художников разных поколений (Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Николай Олейников, Хаим Сокол, Арсений Жиляев и другие), а перед походом на выставку с сайта «Гаража» можно скачать на телефон специальное приложение, помогающее ориентироваться на выставке.

Что же касается краткой истории Джона Балдессари, ее неплохо (и совсем нескучно) рассказывает озвученный Томом Уэйтсом фильм. На выставке его можно посмотреть с русскими субтитрами, тут — без, но многое понятно и так: вот карандаш Джона Балдессари, вот два глазка в его двери, вот его собака, вот он сам, художник, заявляющий, что если художник что-то называет искусством, то это искусство.