Отзывы о "День рождения Покровского собора"

Оценка редакции
Надежда 12 июля 2019, 04:30

12 июля Собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) исполняется 458 лет, в связи с этим в соборе пройдёт праздничная программа для взрослых и детей.
фото моё
фото моё
С 12:00 по бесплатным билетам посетители могут осмотреть музей самостоятельно и встретить в соборе "мастера‐живописца", "итальянского зодчего" и "стрельца", которые поведают тайные знания об истории, архитектуре и убранстве Покровского собора.
С 13:00 и каждые полчаса можно присоедениться к бесплатной обзорной экскурсии.
Пройдут так же тематические экскурсии по предварительной записи:
19:00 «Покровский собор в ХХ веке: музей и церковь, реставрация»
19:30 «Московские блаженные в истории Покровского собора» (на этой экскурсии я была, очень рекомендую).
С 13:00 для детей проведут игротеки и художественные мастерские.
Днём посетители услышат духовное пение в исполнении мужского вокального ансамбля "Дорос".
А в 20:15 расскажут о колоколах XVI–XIX вв. и в исполнении звонаря Московского Кремля И. В. Коновалова они зазвучат.
Более подробная информация https://shm.ru/shows/15438/ и по телефону +7(495)698-33-04

Недавно мне посчастливилось побывать на экскурсии «Храм Василия Блаженного: строительные тайны», поэтому настоятельно рекомендую использовать возможность и посетить Покровский собор, потому что ни в одном другом храме не увидите такое разнообразие настенных росписей.
Мы переходили из одной церки в другую, шли узкими тоннелями по крутым ступеням там, где обычно не водят посетителей, поднимались на галерею и с высоты птичьего полёта видели Красную площадь.
Но самое интересное на галерее — это возможность ближе рассмотреть роспись стен, циклопические кирпичи в кладке, изразцы, подзоры и декор собора. В вечернем солнце всё было особенно красиво.
Большая часть экскурсии посвящена кирпичу, даже представить сложно сколько видов кладки использовано в соборе: пластью, кромкой, торцом, «ёлочкой» и др. В некоторых местах элементы декора вырезаны из кирпичного теста, а ещё использовались кирпичи, изготовленные в специальных лекальных формах.
Прекрасная акустика в церквях собора создаётся благодаря архитектурным деталям и голосникам — специальным сосудам вмурованным в кирпичную кладку стен. Интересный факт, что в одной из церквей обнаружили обыкновенный кувшин, который использовался как голосник. Остаётся только догадываться сколько ещё тайн хранит в себе древний собор. На экскурсии нам удалось убедиться в акустическом поле, коллектив «Дорос», который много лет сотрудничает с Историческим музеем исполнил несколько произведений. Мне понравилось, благодатное пение, стоит услышать.
Только в Покровском соборе хранится клад вооружения эпохи Казанского похода, вериги, первый покров на раку святого Василия Блаженного и много других шедевров церковно-прикладного искусства и редчайших произведений древнерусской иконописи. На экскурсии же нам показали фрагмент дерева, из которого был построен каркас собора; первые изразцы 16 века; железные главы церквей. Радует, что всё это бережно хранится и есть возможность видеть историю храма воочию. А нам дали подержать в руках реставрационные образцы изразцов, гуртовой и городчатой черепицы, пирамиды с глав церквей и другие элементы декора. Когда смотришь снизу вверх, то все они кажутся крошечными, на самом деле — крыпные и тяжёлые.
Не многие знают, что на колокольне Покровского собора есть колокола середины 16 века, один из них — тот самый, который слышал Василий Блаженный, Иван Горозный, митрополит Филипп, Романовы, а теперь слышим и мы. На экскурсии нам разрешили подняться на колокольню, звонарь Московского Кремля И. В. Коновалов увлекательно рассказывал о русских литейщиках 17-19 вв., дал послушать как отличается звук колокола И. Ф. Моторина (отца), от колокола М. И. Моторина (сына). А потом показал как звонят все колокола вместе, русские и французские, большие и маленькие, в унисон. В тот момент казалось, что вибрации пронизывали каждую клеточку тела и это было приятно.
Огромная благодарность за проведение экскурсии кандидату исторических наук и заведующей Покровским собором Т. Г.Сарачевой, три часа пролетели как один. Я уже второй раз побывала на экскурсии у Татьяны Григорьевы и очень хочу пойти снова, с такой любовью и знанием дела наш любимый собор в надёжных руках.

Галина 7 августа 2018, 10:24

4 августа я с группой блогеров выбралась на экскурсию в Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Первое, что я сделала, выйдя на Красную площадь с Ильинки, естественно, собор сфотографировала. Чувствовала я себя при этом очень странно, ну как будто я гость, турист в своем родном городе. Почему-то, когда я бываю на других экскурсиях по Москве, такого чувства не возникает, а тут... Наверное, сказалась статусность храма, тот факт, что не видеть его за всю свою жизнь, живя в Москве, я не могла, и раз фотографирую, значит, и не жила. ))) Ну вот какой-то такой странный ход мыслей, наверное. Справившись с одной странной мыслью, поймала себя на другой. Мне показалось, что собор я видела иным. Н-да, "надо чаще встречаться". Не уверена, не помню точно, но мне показалось, что не было раньше вот этих белых линий, расчерчивающих стены собора на кирпичики. Директор музея, Татьяна Сарачева, которая провела для нас эту замечательную экскурсию, рассказывала, что в разное время собор был отделан по-разному и что первоначально именно под кирпич были расписаны его стены. И внутри, и снаружи. То есть этими линиями восстановили как раз первозданный облик, по идее. Но я не могла отделаться от мысли про новодел. Вот хоть вы меня убейте, эта роспись под кирпич придает собору какой-то искусственный, игрушечный, ненастоящий облик. Но это лично мое мнение и это единственное, что мне в соборе не понравилось.
В остальном все было чудесно. Да и как может быть иначе, когда экскурсию ведет человек, любящий и болеющий душой за свое дело. Татьяна три с половиной часа водила нас по собору, увлеченно о нем рассказывая и с удовольствием отвечая на вопросы. Время пролетело абсолютно незаметно. Мы ходили по собору одни, для остальных посетителей собор был уже закрыт. Это превосходно - не толкаться локтями с китайцами, а спокойно походить и полюбоваться на эти древние стены. В этом году собору исполнилось 457 лет!
Кроме того, для нас открыли такие уголки и закоулки собора, куда обычно посетителей не пускают или пускают очень редко. Первым делом мы поднялись на колокольню вместе со старшим звонарем Покровского собора Игорем Васильевичем Коноваловым. Подъем на колокольню - это всегда само по себе удовольствие: старые лестницы, каменные и деревянные, запах чего-то "из детства" (хотя в моем детстве никаких колоколен не было, но вот поди ж ты, такая ассоциация, видимо, просто из-за одинаковой давности лет)). И вообще ощущение причастности к чему-то удивительному: вот ты лезешь туда, куда обычно поднимается человек, по воле рук которого над городом раздается колокольный звон.
Нашей первой задачей было вылезти по крутой деревянной лестнице наверх и при этом не использовать свою голову в качестве била для огромного колокола, который висит как раз над лазом, чуть правее. Игорь Васильевич сам контролировал, чтобы каждый, поднимаясь, пригибал голову и сразу сворачивал налево. Я не буду мучить вас рассказами о колоколах, кому интересно, сами можете сходить на экскурсию. Скажу только, что они прекрасны. Здесь, на колокольне Покровского собора, собраны колокола разных веков, начиная с 16-го! Все они выглядят и звучат по-разному. У каждого своя история. Я, откровенно говоря, наслаждалась не столько историей, сколько самим вот этим ощущением - ты стоишь в самом сердце Москвы на колокольне древнего собора, слушаешь колокольный звон, а внизу кипит вполне современная жизнь. С колокольни хорошо любоваться родным городом, еще бы строительные краны не портили картинку, но тут уж ничего не поделаешь
Но меня почему-то больше всего заворожил шатровый купол. Если смотреть на его конус снизу, то создается ощущение, что куда-то туда, ввысь, уносится не только колокольный звон, но и ты сам. Я не знаю, может быть, сама форма купола, может быть, стремящиеся вверх окошки создают этот эффект, а может, просто моя собственная фантазия, но мне очень понравилось.
Натешившись с колоколами (нам даже дали пару раз в них ударить, кто хотел, а вообще, здесь, как, впрочем, и в любой действующей церкви, можно позвонить в колокола на Пасху), спускаемся вниз, к подножию колокольни. Снаружи нее находится большая икона Покрова Богородицы. Оригинал ее сейчас хранится внутри, в соборе, а снаружи только копия, но тоже красивая. Очень долго это место мучили экспериментами, одно время вообще просто стояло, закрашенное белой краской, никак не удавалось найти компромисс между оригиналом и чем-то удобоваримым, пока не нарисовали вот эту копию акриловыми красками, которые хоть и ярче оригинала, зато устойчивы к воздействию нашей не слишком ласковой погоды.
И наконец через дверь в подклет входим в собор. Историю собора можно почитать на его официальном сайте. Напомню только, что построен он был 457 лет назад по приказу Ивана Грозного в честь завоевания Казанского царства, дата завершения строительства известна точно благодаря недавно найденным записям прямо в росписях собора, это 12 июля (по новому стилю) 1561 года. И теперь каждый год 12 июля празднуется "День Покровского собора». И только в этом году из-за чемпионата мира по футболу праздник перенесен на 15 августа, день памяти святого Василия Блаженного. Спешите видеть )). Собор действующий, но одновременно он является частью Исторического музея. Это сотрудничество позволяет сохранять и дух храма, и его реликвии. Интересно, на мой взгляд, будет туда сходить самым разным людям. Кто-то просто захочет побродить под его древними сводами и полюбоваться на росписи, кто-то поклонится Василию Блаженному на праздничной службе, кто-то посетит экскурсию. А семьи с детьми могут принять БЕСПЛАТНОЕ участие в различных мастер-классах. Тут вам и бумагопластика, и каллиграфия, и рисование акварелью, и даже создание икон, включая их золочение. БЕСПЛАТНО каждый час по собору будут проводить экскурсии, а войти туда в этот день и побродить самостоятельно можно с 50% скидкой. Кроме того, вас ждет дегустация чая, а вечером в исполнении звонаря Московского Кремля И.В.Коновалова прозвучат колокольные звоны на колокольне собора. Официальная программа праздника есть на сайте собора.
Но я отвлеклась. Итак, мы входим в собор. Здесь Татьяна рассказала нам историю реставрации собора, показала, как он был отделан в разные периоды своей жизни. Какое-то время, например, он был раскрашен под природный камень. Реставраторы в разных частях собора оставили образцы отделки разных времен. Я уже упоминала, самая древняя - просто под кирпич. А мне все-таки радостней всего смотреть на отделку 17-18-19 веков, когда на стенах появляются растительные орнаменты и лики святых. Собор включает в себя девять различных церквей, соединенных красивыми сводчатыми переходами. Как же здорово бродить по этим закоулкам, натыкаясь то на храм, то на музейную экспозицию.
Больше всего из музейных экспонатов (из тех, которые мы видели, все там за один день не осмотреть, как я поняла) потрясают золоченые хоругви. Они за стеклом, а обратная сторона отражается в зеркале, очень здорово. Они великолепны.
Первая церковь, которую мы посетили, как раз церковь Василия. Она совсем маленькая, но бесподобно красивая, особенно ее невероятные Царские врата. Рака не содержит мощей, Святой Василий похоронен в земле, под спудом храма, так что она фактически является кенотафом, но зато красива.
Бредем дальше таинственными переходами собора по его церквям и часовням, разглядывая росписи. С разинутыми ртами добираемся до очередной церкви, где нас ждет потрясающий мужской вокальный ансамбль "Дорос".
Пятеро мужчин спели для нас а капелла три песни. Это было великолепно. Особенно третья песня. Голоса звучали столь мощно, что казалось, это не пять человек поет, а огромный хор. Под сводами старой церкви эти песни были абсолютно уместны и гармоничны, проникали глубоко в душу, завораживали, уносили с собой. Очень, очень понравилось, душевно.
Но на этом концерте подарки для нас не закончились. Впереди у нас было самое интригующее. Нам позволили выйти на внешнюю галерею, опоясывающую главную, центральную, церковь собора. Обычно туда никого не пускают, только во время парадов на Красной площади бывает допущена пресса, снимать с балкончика парад. Даже наш звонарь, который очень много лет работает в храме, был на этой галерее всего однажды, и вот теперь попал туда вместе с нами второй раз. Во как! Короче, нам сказочно повезло.
Вообще, мне показалось, что собор весь пронизан какими-то тайными ходами, лестницами, нишами. А лестницы там, я вам доложу, еще те. Такое впечатление, что в 16 веке, когда строился собор, все были тощими, долговязыми и с крошечным размером ноги. Ступени очень высокие и очень узкие при этом, а расположены они в столь узких норах - проходах, что я со своими бедрами с трудом в них вписывалась. И не только я, многие вообще боком пробирались. Причем та лестница, по которой часто водят туристов, еще довольно широкая, и ступени у нее покрыты деревянными панелями, удобно. А вот та, по которой лезли на галерею мы, очень красноречиво доносила мысль, что "кто-то слишком много ест" (с).
Выходим на узкую крытую галерею. При строительстве собор был городской доминантой - самым высоким зданием в Москве. Потом построили колокольню Ивана Великого. Ну а теперь ((... Но все равно смотреть на город оттуда очень необычно. И меня даже не столько городские пейзажи порадовали, сколько возможность взглянуть на главки церквей собора со столь необычного ракурса и так близко. Ну и вообще, вот это само ощущение, что ты на крыше, да еще на такой крыше. Дух захватывает! Есть в нас что-то от кошек. )) Хотя там, где ограждения галереи разрывались и можно, теоретически, ступить на саму крышу, становилось даже жутковато. Раз - и ты скатился на голову зазевавшемуся туристу. Вот у него впечатлений от Москвы-то было бы.
С огромным сожалением покидаем галерею, когда солнце уже начинает клониться к закату. Оторваться не могу. Как жаль уходить! Как хорошо, что мы сюда попали!
Под впечатлением от галереи я, честно говоря, не очень внимательно слушала про то, что мы видели дальше, просто наслаждалась каменными переходами собора и его церквями.
Помню, например, расчищенную роспись 17-го века, а расчистили ее... от росписи 18-го, кусочек которой, более яркий, тоже оставили. Скажите мне, много ли мест, где 18 век воспринимается как современный новодел, от которого избавляются ))).
И в церкви тоже снесли барочный иконостас 18 века, типа слишком новый, и восстановили 16 века. Иконы подлинные 16 века, но, конечно, не из этого собора, никто уже не знает, какие именно здесь были, можно только предполагать. И стены, и купол тоже сделали под 16 век.
Ну и просто ходила любовалась по расписным переходам. Выходим на одно из сказочных крылец собора. Тут тоже очень красивая роспись. Татьяна сказала, что нет ни одного повторяющегося цветка на потолке. Здесь нам тоже предоставляют возможность выйти на внешнюю галерею. В отличие от верхней, на эту галерею раньше пускали туристов, но потом от этого стали страдать уникальные росписи, и галерею закрыли,.. но не для нас )).
Проходим в центральную церковь собора с очень красивым иконостасом. Да и вообще местами отделка этой церкви очень нарядна. Местами, потому что после реставрации выглядит она довольно странно: одной части возвращен облик 16 века, другой - 17-го (или 18-го, вот не помню уже, но в любом случае более поздний период).
А под куполом именно этой церкви были обнаружены уникальные старинные фрески (тоже без красочного сюжета), в том числе надписи, свидетельствующие о дате окончания строительства
Там же были обнаружены голосовики, создающие в церквях замечательную акустику. Выяснилось, что строители не парились, просто покупали в ближайших торговых рядах глиняные кувшины прямо с ручками и носиками, а потом вмуровывали их в стены. ))
Наша экскурсия подходит к концу, увы. Мне очень она понравилась. Интересно, атмосферно, душевно, красиво. Чаще всего мы игнорируем те возможности, которые кажутся потенциально доступными, и так и не выбираемся во многие интересные места в родном городе, не знаем его, или уже не помним. И я очень рада, что побывала в этом прекрасном соборе с таким замечательным экскурсоводом, директором музея Покровского собора Татьяной Сарычевой.
Кроме той экскурсии, на которой были мы, по следам реставраторов, в соборе проводится и много других тематических экскурсий.

Галина 7 августа 2018, 11:04

Ой, прошу прощения - в конце текста допустила ошибку в фамилии нашего прекрасного экскурсовода, её зовут Татьяна Сарачева. А редактировать отзыв сайт уже не дает ((.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие выставки / городской праздник