Отзывы о "Ребекка Хорн"

Оценка редакции
Наталья Пыхова
3 июня 2013

Ребекка Хорн в Мультимедиа арт музее

В Мультимедиа арт музее (МАММ) открыта первая в России персональная выставка Ребекки Хорн, которую называют гранд-дамой современного искусства. Видео перформансов, удивительно красивые кинетические объекты и стихи о Пушкине — это выставка, которую не стоит пропускать.

В центре холла МАММ — шест. Внимание на него обращаешь, когда откуда-то сверху по нему вдруг спускается старый чемодан, открывая и закрывая крышку, как крокодил — пасть. Спустившись и замерев, чемодан вновь начинает движение вверх, внутри завернутой спиралью лестницы музея, как будто заглядывая на каждый его этаж. Половина пространства МАММ отдана сейчас выставке немецкой художницы Ребекки Хорн. В современном искусстве она считается художницей-классиком, но в России это первая ее ретроспектива (до этого на Московской биеннале в 2001-м показывали ее фильм «Лунно-зеркальное путешествие»). На шесте — «Чемодан беглеца». Рядом — «Живописная машина», «плюющаяся» на стену чернилами, на стене — стихотворение, посвященное главному русскому поэту. Ребекка признается, что обожает Пушкина и собирает его тексты уже долгие годы. Ребекка Хорн — еще и поэт (ее стихи для выставки перевел лауреат премии Андрея Белого Алеша Прокопьев).

«Люди — это движение. Дыхание — движение. Движется все, даже камни. Жизнь — это ритм, который я переношу в искусство. В мое отсутствие произведения начинают жить собственной жизнью, сами вступают в диалог со зрителем. Я не имею к этому никакого отношения, не имею над ними контроля», — говорит Ребекка Хорн в интервью Ольге Свибловой, директору Мультимедиа арт музея.
 
В своеобразном предисловии, предваряющем выставку, глава МАММ вспоминает, что познакомилась с работами Хорн в конце 80-х, и тогда, в момент, когда приподнялся «железный занавес», показав интернациональное современное искусство, именно творчество Хорн стало для нее «центром кристаллизации самого понятия современного искусства». Ольга рассказывает, что 25 лет назад дала себе слово показать выставку художницы в Москве. «Наверное, и наш музей возник потому, что нам хотелось создать пространство, в котором однажды и Ребекке Хорн захочется сделать выставку», — пишет она. Ребекка Хорн захотела. Открытая сейчас в МАММ выставка — ретроспектива художницы, рассказывающей о перформансах и объектах, сделанных десятилетия назад, и показывающей новые работы.
 
Рисовать Ребекку еще девочкой научила няня, бывшая художница из Румынии. Первые работы, говорящие о телесности, о защищенности и незащищенности, то, из чего потом вырос весь ее кинетический поэтический мир, появились в конце 60-х. Студентка гамбургской Академии искусств, где она изучала помимо арта философию, перед выпускными экзаменами Ребекка обожгла легкие, делая скульптуру из полиэстра. Тогда, в 1968-1969 году, 20-летней Хорн пришлось полгода провести в больнице практически в полной изоляции. И тема изоляции, и идея «дополнения», усовершенствования человеческого тела появились, по словам художницы, после этого опыта. На экранах в МАММ — видео ее перформансов: на лицо она надевает маску с карандашами и перья, на пальцы — длинные цилиндры, превращающие их в щупальца . Она рисует лицом и ощупывает стены, не касаясь их руками.
 
 
В залах — более поздние ее работы, механизмы и инсталляции, живущие и действующие отдельно, без человеческого участия. «Дерево-ворон» шевелит длинными ветвями, раскрывая клювы на их концах. «Большое колесо из перьев» распушает «крылья», как павлиний хвост. Удивительно красивая «Cinema Verite: Тень сердца для Песоа» проецирует на стену волны и круги на воде, создавая постоянно меняющиеся световые картины.
 
 
Хорн признается, что не любит говорить о политике, но в ее работах — не только поэзия, но и социальные высказывания. О своей инсталляции «Блуждающие огни», роще из тонких березок, на каждой из которых — череп и поворачивающееся, ловящее луч света зеркальце, а внизу — пара стоптанных башмаков, она говорит: это памятник несбывшимся надеждам. Это — о молодых людях, оставляющих дома и страны, где родились, уезжающих куда-то в поисках некой лучшей жизни, но и там, куда приехали, вынужденных выходить на демонстрации, требуя работы и возможности трудиться. Снова — о силе и беспомощности, о том, что у нас есть и чего нам не хватает, о том, что может и не может контролировать человек. В без остановки поворачивающиеся зеркала на деревьях тянет заглянуть, но работы Хорн, как она замечает, живут собственной жизнью, и зритель отразится в зеркале только тогда, когда зеркало к нему повернется. Хорошо, если он будет внимателен, и не пропустит этот момент.
 

Отзывы о «Ребекка Хорн в Мультимедиа арт музее»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора