Искусство, родившееся в диалоге с авангардом, получило карт-бланш. В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Поставангард», претендующая на внимание ценителей творчества Роберта Фалька и ярых противников Казимира Малевича.

В фокусе внимания – живописные и графические работы малоизвестных русских художников, приковавших внимание частных коллекционеров, которые отнеслись к проблеме формирования своих собраний с той же скрупулезностью, что и к вопросу купли-продажи ценных бумаг. Картины датируются  20-ми – 30-ми годами XX века, когда тенденции задавали эксперименты мастеров, входящих в круг «Супремус», футуристические идеи Владимира Татлина и проекты утверждения нового («проуны») Эля Лисицкого. На фоне громких дебютов сторонников художественной революции тихо развивалось другое искусство, выпавшее из контекста авангарда. Именно на него инвесторы сделали ставку. Удивительно, но, кажется, риск себя оправдал.

Что бы ни говорили скептики, но чуть ли не в каждой картине с выставки «Поставангард», состоявшейся благодаря коллекционерам, можно найти опровержение популярной мысли, будто советская Россия не могла похвастаться обилием художников, выработавших систему, альтернативную авангарду и конкурентоспособную по отношению к нему. Стоит увидеть «Каменку» Ефросиньи Ермиловой-Платоновой или «Пастуха» Александра Щипицына, и понимаешь, что имена талантливых художников, не примкнувших ни к одному творческому объединению, просто затерялись в ворохе информации.

«Родился в Уфимской губернии. Учился в Казанской художественной школе. В 1910 году переехал в Москву. В 1919 был мобилизован в армию Колчака. С 1922 года занимался театральными декорациями…». Так выглядит биография среднестатистического мастера поставангарда: ничем не примечательная, местами – переполненная трагическими событиями жизнь. Работа – дом. Дом – работа. Как у Марины Цветаевой, вынужденной устроиться на службу машинисткой в годы разрухи. Заметить художника, больше озадаченного решением бытовых проблем, нежели «квартирниками» и шумихой в прессе, было трудно. В свете наших дней поставангардисты кажутся «серыми кардиналами» арт-сцены первой половины XX века. Их поэтичные, свободные от авангарда и не отвечающие требованиям политический цензуры работы отчасти перекликаются с идеями Эдварда Мунка, творчество которого пронизано мотивами смерти, отчасти повторяют стиль Роберта Фалька, ставшего на путь модерна. История постоянно переписывается. А искусство, забытое вчера, становится актуальным сегодня.

Чеботарёв Константин Константинович (1892 – 1974). Царские Ваньки-Маньки. Иллюстрация к книге Б.В. Шергина «Золочёные лбы». Запись русских народных сказок. 1935. Бумага на картоне, масло. 37,9 х 44,1. Из собрания ЮниКредит Банка