Хореограф по профессии и иллюзионист по призванию Филипп Декуфле привел в действие механизмы, создающие трехмерные оптические узоры. Его выставка «Оптикон», имевшая успех в Париже, открылась в Новом Манеже.

Нечуждый театру Филипп Декуфле решил обратить внимание публики не на сценическое действо, а на визуальные эффекты, его сопровождающие.  Для этого он исключил из постановки артистическую труппу. Частью шоу, где тон задают оптические иллюзии, становятся зрители. В результате, вместо спектакля для взрослых получилась выставка для детей.   

Пожалуй, самое интересное, что можно здесь увидеть – это микс из оп-арта и балаганного искусства. Ярмарочные декорации вкупе с гаджетами, вроде сенсорных панелей и винтажных приборов, напоминающих механизмы из оскароносного фильма «Хранитель времени», способны создать эффект присутствия на арене цирка duSolei или в мире Гарри Поттера, где взмаха деревянной палочкой достаточно, чтобы началось волшебство.  Один поворот рычага странного вида цифровой камеры — как зеленый фон пространства вокруг меняется на розовый. Бросок в воздух пластикового прутика из плетеной корзины – и на экране появляется мультяшный силуэт.

Вечно строгий по отношению к артистам Декуфле призывает веселиться от души, и валять дурака на камеру, транслирующую видео-отражение на большой экран. Главное, не относиться к происходящему всерьез, ибо «Оптикон» по сути своей – гигантская игрушка, сложенная из шаржей. Видео-приборы, словно кривые зеркала, выворачивают отражение наизнанку. Диапроекторы проецируют причудливые узоры. Создается ощущение пребывания внутри сказочной шкатулки. 

Сочетание приемов, которые использует Декуфле, чтобы развлечь зрителей, то возвращает в «Комнаты смеха», популярные  в XIX веке, то заставляет вспомнить о 60-х. Тогда оптическое искусство проникло во все сферы жизнедеятельности, от моды до дизайна интерьера. Что изменилось с тех пор? Да многое. Введенные в обиход беспощадным Ричардом Алленом полосатые обои были вытеснены из поля зрения лазерными лучами, создающими геометрические узоры, а модные наряды в клеточку – световыми проекциями, падающими на минималистичные костюмы. Но, как ни крути, все новое – хорошо забытое старое, даже в исполнении Декуфле.