Старинные монеты, эмали, шлемы, мечи, летописи, фрагменты барельефов, драгоценные украшения, расписные ткани, глиняные кувшины — это крупицы, по которым археологи собирали историю Древнерусского государства, ведущую свой отсчет с 862 года, после призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора.

Выставка «Меч и златник», посвященная одной из самых загадочных эпох, держится на идее сопоставления двух не похожих друг на друга миров — языческого и христианского. Блеск Византийской империи против простоты славянских земель. Роскошь против нищеты. Письменность против безграмотности. Высокое искусство против примитивного народного творчества. IX – XIII века — период, когда кардинально менялись нравственные ориентиры, ломались устоявшиеся традиции, рушились капища, а на их месте возводились православные храмы. Но глядя на некоторые экспонаты, кажется, что наш народ уже был готов шагнуть вперед. Ему потребовалось совсем немного времени, чтобы догнать Константинополь по уровню мастерства.

Вот арсенал древнерусского воина: копья, стрелы, щит, кольчуга, шлем... Если присмотреться, то немудрено будет заметить, что они непростые, а резные. Искусная работа неизвестных мастеров, достойная восхищения. Вот Суздальское оплечье — изящное украшение, найденное во Владимирской губернии. Оно было создано незадолго после Крещения Руси, но уже здесь, на нашей земле, а не в Византии. 

Серебро, позолота, гравировка, тиснение, пайка, зернь, скань, чернь... Сложнейшая техника, которая, возможно, не по зубам даже французским ювелирам. Диаметр медальонов оплечья не превышает 9,1 сантиметров. А длина бусин — 3,2. Удивительно, но одному русскому «левше» удалось невероятное: выгравировать утонченный узор, не затерявшийся с течением времени. Это не просто произведение искусства, но и исторической документ, по которому этнологи могут восстановить ход событий, протекавших во Владимирской земле. 

Еще один шедевр экспозиции — Мстиславово Евангелие. По праву эта рукопись считается сокровищем Синодриального собрания Государственного исторического музея. Евангелие написано уставом. Его объем составляет 212 листов. Рукопись является одним из древнейших русских списков Евангелия-апракос. Оклад к нему был создан уже при Иоанне Грозном. И возможно, именно благодаря работе мастеров XVI века сейчас можно оценить тот вклад, который внесли Рюрик, Синеус и Трувор в нашу историю. Серебряную позолоченную доску покрыли сканью и миниатюрами — византийскими X века и русскими — XI и XII.