Отзывы о "«Мрамор». Фабио Виале "

Оценка редакции
Софья Пономарева
1 июля 2011

Рецензия на выставку ««Мрамор». Фабио Виале »

В Москву привезли мраморную лодку, которая плавает, и «Джоконду» с отбитым носом.

Работы многих представителей современного искусства у публики неискушенной вызывают одну мысль — «эдак и я могу!». Причиной тому — кажущая простота исполнения, которая скрывает (в теории) глубокую символику и продуманную концепцию автора. Фабио Виале, судя по насыщенному смысловому содержанию работ — однозначно художник весьма современный. Однако при взгляде на его произведения даже у полного профана мысль об элементарности исполнения, которая так часто подсознательно снижает ценность арт-объекта, не мелькнет никогда.


Причина тому — в избранном им материале. Мрамор — лучший друг этого итальянца, выросшего в среде профессиональных камнетесов, которые до сих пор продолжают создавать вполне академические произведения скульптуры. Однако впитав лучшие приемы создания трогательных ангелочков для надгробий, тех самых, крылышки которых выходят такими мягкими, будто из настоящих перьев, Виале ринулся на покорение совсем иных высот. Имитация фактуры иных материалов средствами мрамора — его коронный прием. Его «Джоконда» как будто сделана из пенопласта, шины Good Year – кажутся по-настоящему резиновыми, бумажные самолетики толщиной в 2 мм — еще секунда, и начнут колыхаться от ветра, на рулоне туалетной бумаги — вмятины от подушечек пальцев. Подобные «обманки», в каждую из которых вложено по несколько месяцев кропотливого труда резцом и сверлами, вызывают предсказуемое изумление пополам с уважением к ваятелю — и предсказуемый же успех, ибо публика всегда любит «игрушки». Другая группа его работ — узнаваемые шедевры, потерявшие свой смысл благодаря перетолкованию: «Пьета» Микеланджело, от которой остался только один Христос, без Матери, или торс «Давида», покрытый тюремными татуировками по строгим иконографическим канонам российских зэков.

На выставку в «Гараже» привезли 10 хрестоматийных предметов, включая мраморную лодку, которая плавает в бассейне внутри здания. Выточенное из цельного куска камня судно имеет толщину стенок в несколько сантиметров, снабжено мотором, прекрасно держится на воде и выдерживает вес нескольких человек. С подобной лодки и началась слава Виале (первую он давно уже продал коллекционерам, эта — усовершенствованный вариант, и вроде бы уже не второй). Кстати, в конце июля ее обещают спустить на воду в Парке Горького и приглашают почтенную публику насладиться зрелищем. В 2009 году, когда в Петербурге проходила его персональная выставка, он уже обошел на ней вокруг Петропавловской крепости. Москвичам показывают выставку с тем же названием с опозданием на два года — зато искупая это концепцией экспонирования: скульптура, за исключением лодки, выставлена в огромных грузовых контейнерах на газоне прямо во дворе. Контейнеры-витрины призваны обозначать превращение шедевров в товары массовой культуры, напомнить о мусоре в головах и проч. На практике рифленое железо и прямой солнечный свет создают мраморным артефактам удивительно удачное обрамление.

Эффект в итоге получается странным — как бы не желало современное искусство пренебрегать гармонией и эстетичностью ради знака и символа, каррарский мрамор, минерал Микеланджело и Бернини, плоть от плоти земли, так энергетичен и величественен сам по себе, что скульптуры Фабио Виале волей-неволей выходят просто красивыми — качество, о котором в вихре перформансов осредь инсталляций так легко позабыть.

Отзывы о «Рецензия на выставку ««Мрамор». Фабио Виале »»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора