Отзывы о "«К вывозу из СССР разрешено…»"

Оценка редакции
Московский нонконформизм из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, музеев и частных коллекций
Софья Пономарева
22 июня 2011

Рецензия на выставку ««К вывозу из СССР разрешено…»»

Эти работы считались советским Министерством культуры настолько никчемными, что их даже разрешали вывозить за рубеж.

Выставка, названная в честь казённой печати с соответствующей надписью, демонстрирует андеграунд, тогда вызывавший у официальных лиц отвращение, а теперь же превратившийся в современную классику и заметную материальную ценность.


Основной массив «другого искусства», начиная с хрущевской оттепели и заканчивая перестройкой, искать, разумеется, надо не в государственных музеях, а в частных собраниях. Отличную возможность для этого предоставляет крупная выставка собственной коллекции, которую устроили в стенах своего фонда Владимир и Екатерина Семенихина с дополнениями от Е. Нутовича, Art4.ru и других коллекционеров.

Несколько этажей заполнены полотнами Булатова, Краснопевцева, Кропивницких, Гороховского, Инфанте и прочих нонконформистов — список имен огромен. Этой выставкой фонд «Екатерина» продолжает ретроспективу неофициального искусства, которую прошлой осенью открыл проект «Поле действия: московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века». Получилось действительно представительно, тем паче, что временной охват здесь уже пошире — пускай имена некоторых художников и перекочевали в новую экспозицию.

Такая большая панорама позволяет наглядно осознать, насколько, несмотря на причисление к одному художественному направлению, были эти авторы различными. Голубые абстрактные «композиции» Эдуарда Штейнберга соседствуют со сосредоточенно грустным «Христом в Лианозово» Оскара Рабина, а «Цветные звери» Валентины Кропивницкой — с «Пивом и раком» Анатолия Зверева. Артистическая жизнь, хоть и подпольная, очевидно, была весьма кипучей — в этом белоснежном выставочном пространстве это чувствуется как-то особенно сильно.

Чтобы дополнить впечатление от эпохи, на последнем этаже воссоздано типовое жилье позднесоветского времени с мебелью из ДСП. Там же — кухонька, украшенная агрегатом для приготовления пищи, для современной молодежи уже загадочным: юные модельные девы на вернисаже даже рядом с ним фотографировались. Впрочем, инсталляция тут не главное — советские персиковые обои на самом деле служат обрамлением для небольших рисунков и картин, которые при обычном экспонировании бы «потерялись». Для любознательных рядом показывают документальный фильм «Московский нонконформизм» и слайд-шоу о знаменитой Бульдозерной выставке. Ну, а аккомпанементом к данной выставке служит второй проект в том же пространстве — экспозиция фотопортретов Игоря Пальмина, который контрастной светотенью создал запоминающуюся галерею всех этих художников, из-за политики партии вынужденных вкалывать кочегарами, грузчиками и дворниками.

Отзывы о «Рецензия на выставку ««К вывозу из СССР разрешено…»»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора