На этой выставке соединились все те вещи, которые раньше можно было увидеть вместе разве что в учебнике. Именно учебника истории под рукой во время ее осмотра и не хватает.

Мероприятие с православно-патриотическим названием было организовано в прошлом году в Лувре под крылом российского президента. По его же желанию выставку решили повторить и на родине, с трудом втиснув в предельно насыщенные планы Третьяковки. Отечественные музейщики, говорят, пришли в ужас, узнав, за какой короткий срок им предстоит организовать экспозицию. Следы этой спешки налицо — не всегда продуманное расположение экспонатов, странная и не очевидная разбивка на тематические разделы, отсутствие пояснительных текстов. Зритель путается, ослепленный блеском шедевров, и не может разобраться, которым из полутысячи экспонатов восхищаться в первую очередь. А ведь даже если б показывали лишь одну десятую из этих вещей, все равно было бы, отчего захватить дух.


25 самых лучших музеев России отдали на выставку все самое лучшее из своих закромов. В первую очередь, это иконы: «Владимирская Богоматерь» работы Рублева, знаменитый краснофонный «Святой Георгий» из Русского музея, «Толгская Богоматерь», иконостас Кирилло-Белозерского монастыря — все вещи хрестоматийные. Далее идут церковные сокровища, например, златокованный оклад рублевской «Троицы» из Лавры, украшенный драгоценными каменьями, или крышка раки царевича Дмитрия Угличского с его посмертным портретом. На стенах — фрески. В стеклянных витринах — множество рукописей с цветными иллюстрациями. Они раскрыты на какой-нибудь особенно удачной миниатюре, а рядом — мультимедийный экран, на котором можно эту книгу «перелистать». Все блестит и сверкает. Из динамиков звучат церковные песнопения. 

Среди этого великолепия внимание так рассеивается, что кое-что углядишь только если точно знаешь, что это такое. Вот, например, в витрине рядом с эмалевым наплечником князя Андрея Боголюбского (его предоставил Лувр, и это один из «козырей» выставки) — небольшой медальон. Это «Черниговская гривна», возможно, принадлежавшая Владимиру Мономаху. Всмотритесь — на ней змеи: та же самая голова Горгоны Медузы, что и на логотипе дома Версаччи. Соединение на одном украшении христианского символики и такого оберега от сглаза — уникально.  В другой витрине — вышитая пелена, рукоделье княгини Елены Волошанки. Данная невестка Ивана III была изведена по приказу Софии Палеолог, а вышивка знаменита тем, что возможно, это один из первых семейных изображений Рюриковичей. Подобных вещей со скупыми подписями на этикетках, за которыми скрываются грандиозные фрагменты нашей истории — здесь множество. Перед походом на выставку перелистайте пару книг по древнерусскому искусству: наслаждаться надо не только красотой, но и историей.