Афиша выставки Zoom «Wasted/Впустую» в Москве

Бесплатно

C 10 июля по 30 августа в галерее Ruarts пройдет выставка «Wasted/Впустую» – первый галерейный проект московского художника Zoom, чьи работы в течение последних лет регулярно появляются на улицах столицы, привлекая внимание прохожих злободневным содержанием и радикальной формой.

Задумав проект еще в 2019 году, Zoom представлял его как размышление о возможном антиутопическом будущем – своего рода предостережение человечества о страшных последствиях текущего безответственного использования природных ресурсов и нескончаемого перепроизводства. Однако сегодня мы все стали непосредственными свидетелями того, что казалось худшим сценарием развития событий. Постапокалиптическая картина мира оказалась реальностью, нашим настоящим, с которым мы встретились лицом к лицу. Как отмечает куратор выставки Алексей Партола: «Тревожащие объявления («Внимание, карантин!», «Чистая вода», «Осторожно, мародёры») на железном заборе из работы «Are you ready for the future?», сделанной в конце 2019 года уже не кажутся чем-то абстрактным из далекого будущего, а сам вопрос из названия уже никому не задают».

Из чего же состоит текущая ситуация, по мнению художника? В работах, подготовленных для выставки «Wasted/Впустую», Zoom наглядно демонстрирует, как бесконечное потребление товаров сегодня сплетается с поглощением непрерывного информационного потока, который захлестывает обывателей, судорожно пытающихся впитать в себя как можно больше медиаконтента (работы «Инфожрач» и «Море медиа»). Современный человек оказывается одновременно погребен как под материальным мусором, так и под информационным.

Конечно, в истории человечества всегда были войны, болезни и экономические проблемы, но только нашему поколению выпало пережить их все одновременно, в предельно концентрированной форме. На сей раз кризис затронул все сферы нашей жизни, и мы неспособны с ним справиться при сохранении старых моделей поведения.

Люди безрассудно обращаются с ресурсами планеты, считая, что, когда Земля придет в негодность, ее можно будет выкинуть на помойку и купить взамен новую. Но вот мы видим, как планета «отвечает нам тем же» – готовится стряхнуть с себя человека, выбросить его в урну. Стремительное распространение вируса COVID-19 стало прямой угрозой нашей жизни и здоровью. Выступив в роли лакмусовой бумажки, пандемия явно продемонстрировала глобальный характер происходящего: все существующие проблемы – экономические, экологические, политические и социальные – выступили на поверхность, и человечество вдруг обнаружило свою предельную уязвимость.

И если еще совсем недавно нам казалось, что скоро мы погрузимся в виртуальное пространство и найдем там безопасное прибежище, то после массовой изоляции стало очевидным, насколько мы привязаны к физическому, материальному миру, который вот-вот окончательно разрушится на наших глазах.

Несмотря на весь технический прогресс, мы так и остались средневековыми слепцами в своих VR-очках, которые не замечают, что направляющий уже упал (работа «Притча о слепцах»).

Но в Средневековье у людей была надежда на бога, который придет и организует спасение, а сегодня он отвернулся от них и повесил на дверь табличку «Do not disturb» (работа «Knockin' On Heaven's Door»). Отныне, когда упование на высшую силу стало бессмысленным, нам остается только одно – наконец остановиться в своем беспечном существовании и взять решение проблем в свои руки. В ситуации, когда нарушены все связи между человеком и природой, гражданином и государством, а старые методы продемонстрировали свою несостоятельность, мы должны пересмотреть свои модели поведения, ввести принципиально новые индивидуальные и общественные практики.

Радикальный пессимизм художника сочетается в его практике с прямым обращением к зрителю с помощью знакомых всем медийных образов и грубых техник. Работы Zoom для этой выставки сделаны из предельно «нехудожественных» материалов: пластиковых бутылок, ржавых металлических бочек и контейнеров, журнальных обрезков и кабельных проводов. Все это направлено на то, чтобы произвести максимально жесткий и эффективный удар по массовому сознанию – по мнению художника Zoom, сегодня это единственный способ заставить человека опомниться.

«Выставка “Wasted/Впустую”, на мой взгляд, предлагает всем нам посмотреть ещё раз вокруг себя, на наш мир, на современный уклад, социальные отношения, дистанции, ценности и прежде всего на нас самих. Мы стали свидетелями тотальной неопределенности и хрупкости мировой системы координат. Сегодня переосмысление укоренившихся ценностей и того, что действительно важно, актуальны как никогда», – куратор выставки Алексей Партола.

Zoom — псевдоним анонимного московского уличного художника, известного активным трафаретным бомбингом (нелегальная практика). В качестве инструментов для своих проектов художник использует различные материалы в зависимости от задачи: трафареты, постеры, малярный скотч, аэрозольные баллоны. Фоном для работы художника может служить как стена, так и ограждающий баннер на заборе. Сфера особого внимания Zoom — работа с городской фактурой, «грязная красота» мегаполиса. Характерной компонентой сюжетов Zoom является ирония или сатира. Художник использует образы из наследия советских времен и Голливуда, а также из современных медиа, время от времени дает комментарии на актуальные политические события. Среди официальных работ Zoom участие в проекте II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» «#проект64: НЕ/ЗАВИСИМОСТЬ» в павильоне «Оптика» на ВДНХ (2016), выставке «Войти в историю» в Музее Москвы и проекте «Части стен» в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург) в 2018 году.

Отзывы о «Zoom «Wasted/Впустую»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / современное искусство