Афиша выставки Остоженка: проект в проекте в Москве
В XIV веке территория современной Остоженки в пойме Москвы-реки была занята «остожьем», то есть лугами и покосами, где ставили стога. В эти времена здесь располагались великокняжеское село Семьчинское и Алексеевский женский монастырь, просуществовавший здесь до 1547 года. В 1584 году на его месте был основан Зачатьевский девичий монастырь, вокруг которого образовалась Зачатьевская слобода. В середине XVI века юго-западные территории Остожья вошли в состав городского посада. Здесь размещались дворцовые слободы, связанные с конным хозяйством. К XVIII веку между Остоженкой и Пречистенкой фиксируется система переулков и к концу века территория заселяется самыми родовитыми фамилиями: Долгорукими, Голицыными, Хилковыми, Трубецкими, Волконскими и др. Здесь же был построен дом для московского генерал-губернатора П.Д. Еропкина.
В конце XIX века Остоженка переживает еще одну волну архитектурного становления. Вскоре после окончания строительства Храма Христа Спасителя, прилегающие к нему кварталы стали застраиваться многоквартирными доходными домами по проектам Льва Николаевича Кекушева, Валентина Евгеньевича Дубовского, Николая Ивановича Жерихова и многих других известных архитекторов.
Менее чем через тридцать лет по социалистическому Генеральному плану реконструкции Москвы здесь собирались построить огромный Дворец Советов, линию метро и снести всю историческую застройку для разбивки новых проспектов и парков.
Этот замысел был реализован частично: храм взорван, метро построено, но Дворец так и остался проектом – на его месте в 1950-х годах появился бассейн «Москва».
В конце XX века Остоженка становится полем деятельности для московских архитекторов и девелоперов.
«Все 1990-е годы Остоженка была образцом московской архитектуры. Это была не реальность зданий, это был проектируемый образец, и проектируемый правильно. Александр Скокан стал непререкаемым авторитетом, а возглавляемое им бюро “Остоженка” — идеальной моделью функционирования постсоветской архитектуры», — Григорий Ревзин «Остоженка в русской архитектуре».
Выставка «Остоженка: проект в проекте» в Музее Москвы посвящена тридцати годам жизни и деятельности Архитектурного бюро «Остоженка» и представляет проекты и философию Бюро, историю жизни места глазами участников и свидетелей последних преобразований.
Экспозиция представляет собой треугольник, в центре которого расположен «стол переговоров» с двенадцатью мониторами. Оказавшись перед ними, посетители узнают 12 удивительных историй, рассказанных архитекторами, работавшими с пространством Остоженки. По одной из сторон треугольника размещены три видеоблока, где можно будет увидеть фильм-экскурсию 2007 года с участием Андрея Гозака, фильм Михаила Скорохода об одном из первых зданий, спроектированных Бюро «Остоженка», и современное скоростное видео новых архитектурных объектов «Остоженки», снятое с помощью квадрокоптеров.
Важную часть экспозиции представляют экспонаты из собрания Архитектурного Бюро «Остоженка»: табурет, разработанный во ВХУТЕМАСе, скульптура «Берегиня», модель самолета «Илья Муромец» и другие предметы, в том числе картины и архивные фотографии.
Юрий Аввакумов, российский архитектор, художник:
«Остоженка — не место, а бюро — связана у меня с понятием “нормы”, не строительной, а архитектурной, которая предполагает проектировать только то, что этому месту необходимо и чего при строительстве окажется достаточно. Эта норма не измеряется числом реализованных проектов, скорее напротив – запасом неприкосновенного, материального и духовного».
Отзывы о «Остоженка: проект в проекте»
Читайте про другие
события
Другие выставки / историческая
На грани. Искусство гранения и гравировки стекла
В Хлебном доме 18 марта откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции – более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.