Афиша выставки Воспоминание об APTART в Москве
Выставка «Воспоминание об APTART» станет шестым проектом, осуществленным в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Программа сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания Московского музея современного искусства, а каждая экспозиция демонстрирует уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. В центре выставочного проекта находится одно из важнейших явлений советского андеграунда — самоорганизация APTART, которая действовала в квартире художника Никиты Алексеева с 1982 по 1984 год.
Название выставочной площадки, а в будущем и художественного явления, ответвления московского концептуализма в его избегающей глубокой философии игровой форме, возникло в разговоре Никиты Алексеева, Михаила Рошаля и Свена Гундлаха как игра слов. В «APTART» слились «apartment» и «art» — двойное повторение ключевого слова «искусство». Позднее APTART вышел за рамки квартиры, и было проведено два выездных события: «APTART в натуре» и «APTART за забором».
Ядром APTART были несхожие художники разных поколений: Никита Алексеев, Михаил Рошаль, группа «Мухомор», Вадим Захаров и Виктор Скерсис, Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов, Георгий Кизевальтер. В выставочном процессе участвовали и Николай Панитков, и Андрей Монастырский, и Владимир Куприянов, и Дмитрий Пригов. Чрезвычайно важно, что APTART стал выставочным пространством для молодых художников из Одессы, так называемой одесской «Новой волны»: Сергея Ануфриева, Ларисы Резун, группы «Перцы» (Олег Петренко/Людмила Скрипкина), Юрия Лейдермана, Игоря Чацкина, Леонида Войцехова.
По сути, APTART являлся платформой, объединившей довольно обширную группу художников, которые нуждались в собственном месте для выставочных проектов для декларации своих целей и задач в искусстве. Несмотря на различие их художественных подходов и стилей, всех участников объединяло ироничное отношение к искусству и жизни, свобода в интерпретациях, мышлении и поведении.
На территории APTART не велась кураторская деятельность в ее современном понимании и не было рыночных отношений, поэтому APTART можно назвать выставочной площадкой для репрезентации наиболее актуальных тенденций в искусстве того времени. Начавшись как пародия на квартирные выставки, APTART со временем стал «местом силы» и генерирования новых идей, художественным проектом, открывшим новую страницу в русском искусстве 1980-х годов. По сути, APTART сыграл роль серьёзной институции и на время стал единственным экспертным советом андеграундного искусства.
Выставка состоит из четырёх сегментов: своеобразной тотальной инсталляции из работ экспонентов APTART (выполненных преимущественно в 1990-2000-е годы, хранящихся в собрании Московского музея современного искусства), архивной части, работ, выставлявшихся непосредственно в APTART и видеодокументации. На выставке представлены материалы из архива и библиотеки ЦСИ Гараж, из собрания Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, из архива Маргариты и Виктора Тупицыных, из собраний Владимира Мироненко и Вадима Захарова, из архива Георгия Кизевальтера.
На выставке будут представлены работы Никиты Алексеева, Вадима Захарова, Константина Звездочётова, Георгия Кизевальтера, Юрия Лейдермана, Владимира и Сергея Мироненко, Ларисы Резун-Звездочетовой, Виктора Скерсиса, Юрия Альберта, Сергея Ануфриева, Андрея Филиппова.
Отзывы о «Воспоминание об APTART»
Читайте про другие
события
Другие выставки / тематическая выставка
На грани. Искусство гранения и гравировки стекла
В Хлебном доме 18 марта откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции – более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.