Афиша выставки Воспоминание об APTART в Москве

Оценка редакции

Выставка «Воспоминание об APTART» станет шестым проектом, осуществленным в рамках программы «Коллекция. Точка обзора». Программа сфокусирована на исследовании и показе произведений из собрания Московского музея современного искусства, а каждая экспозиция демонстрирует уникальный метод работы с фондами музея: от концептуального до формального. В центре выставочного проекта находится одно из важнейших явлений советского андеграунда — самоорганизация APTART, которая действовала в квартире художника Никиты Алексеева с 1982 по 1984 год.

Название выставочной площадки, а в будущем и художественного явления, ответвления московского концептуализма в его избегающей глубокой философии игровой форме, возникло в разговоре Никиты Алексеева, Михаила Рошаля и Свена Гундлаха как игра слов. В «APTART» слились «apartment» и «art» — двойное повторение ключевого слова «искусство». Позднее APTART вышел за рамки квартиры, и было проведено два выездных события: «APTART в натуре» и «APTART за забором».

Ядром APTART были несхожие художники разных поколений: Никита Алексеев, Михаил Рошаль, группа «Мухомор», Вадим Захаров и Виктор Скерсис, Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов, Георгий Кизевальтер. В выставочном процессе участвовали и Николай Панитков, и Андрей Монастырский, и Владимир Куприянов, и Дмитрий Пригов. Чрезвычайно важно, что APTART стал выставочным пространством для молодых художников из Одессы, так называемой одесской «Новой волны»: Сергея Ануфриева, Ларисы Резун, группы «Перцы» (Олег Петренко/Людмила Скрипкина), Юрия Лейдермана, Игоря Чацкина, Леонида Войцехова.

По сути, APTART являлся платформой, объединившей довольно обширную группу художников, которые нуждались в собственном месте для выставочных проектов для декларации своих целей и задач в искусстве. Несмотря на различие их художественных подходов и стилей, всех участников объединяло ироничное отношение к искусству и жизни, свобода в интерпретациях, мышлении и поведении.

На территории APTART не велась кураторская деятельность в ее современном понимании и не было рыночных отношений, поэтому APTART можно назвать выставочной площадкой для репрезентации наиболее актуальных тенденций в искусстве того времени. Начавшись как пародия на квартирные выставки, APTART со временем стал «местом силы» и генерирования новых идей, художественным проектом, открывшим новую страницу в русском искусстве 1980-х годов. По сути, APTART сыграл роль серьёзной институции и на время стал единственным экспертным советом андеграундного искусства.

Выставка состоит из четырёх сегментов: своеобразной тотальной инсталляции из работ экспонентов APTART (выполненных преимущественно в 1990-2000-е годы, хранящихся в собрании Московского музея современного искусства), архивной части, работ, выставлявшихся непосредственно в APTART и видеодокументации. На выставке представлены материалы из архива и библиотеки ЦСИ Гараж, из собрания Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, из архива Маргариты и Виктора Тупицыных, из собраний Владимира Мироненко и Вадима Захарова, из архива Георгия Кизевальтера.

На выставке будут представлены работы Никиты Алексеева, Вадима Захарова, Константина Звездочётова, Георгия Кизевальтера, Юрия Лейдермана, Владимира и Сергея Мироненко, Ларисы Резун-Звездочетовой, Виктора Скерсиса, Юрия Альберта, Сергея Ануфриева, Андрея Филиппова.

Отзывы о «Воспоминание об APTART»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / тематическая выставка