Афиша выставки Владимир Дмитриев. Живопись и театр в Москве

Оценка редакции

Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948), ровесник века, был не просто театральным художником и сценографом, его роль в театре очень сложно переоценить. Ученик художника Кузьмы Петрова-Водкина и режиссёра Всеволода Мейерхольда, он был тонко чувствующим художником, глубоко заинтересованным ходом режиссёрской мысли. На Курсах мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП) у Мейерхольда Дмитриев научился не иллюстрации места действия, но построению спектакля, фактически профессии режиссёра. Режиссёрский подход к работе над сценическим оформлением спектакля впоследствии сказывался в работе Дмитриева и высоко ценился режиссёрами, с которыми художник сотрудничал. Оставаясь самим собой, художник всегда был подлинным соавтором режиссёров, создавая уникальные по атмосфере декорации именно для этого театра, этого режиссёра и этих актёров. Цветом, планировкой, деталями, сочетанием бытовых реалий и художественных обобщений Дмитриев творил не просто сценографию, но атмосферу каждого своего спектакля.

Первые сценографические опыты Дмитриева связаны с именем Всеволода Эмильевича Мейерхольда: в 1920 году художник оформил знаковый для театрального авангарда спектакль-манифест Мейерхольда «Зори» по пьесе Э. Верхарна. И несмотря на то, что впоследствии пути художников разошлись, Дмитриев позже писал: «Если бы не было Мейерхольда, вряд ли пошёл бы я в театр».

В 1928 году Дмитриева приглашают во МХАТ. С этим театром художник сотрудничал до конца жизни (а с 1941 по 1948 – Дмитриев главный художник МХАТ). На смену ярким абстрактным опытам пришла конкретика реалистических решений. Это во многом было связано с новой генеральной линией в искусстве, требовавшей «изображения жизни в формах самой жизни». Но эти формы насыщались Дмитриевым таким необыкновенным живописным темпераментом, такой силой, под напором которой все установки разлетались в прах.

В первом театре страны художник работал с Константином Станиславским, Ильёй Судаковым, Всеволодом Сахновским, Владимиром Немировичем-Данченко и другими. С Немировичем-Данченко Дмитриев создал спектакли, ставшие классикой отечественной сценографии. «Воскресение» Л. Толстого (1930), «Враги» М. Горького (1935), «Анна Каренина» Л. Толстого (1937), «Три сестры» А. Чехова (1940) – навеки вписаны в золотые страницы отечественного театра.

Тогда же, в 1930-е годы начинается и сотрудничество Дмитриева с Большим театром. Оформленные им «Пиковая дама» П. Чайковского (1931, 1944), «Руслан и Людмила» М. Глинки (1948), «Кармен» Ж. Бизе (1945), также вошли в историю русского театра. «Пиковая дама» в сценографии Дмитриева шла на сцене Большого театра до начала 2000-х годов, и овации в зале раздавались каждый раз при открытии занавеса в сценах «Бала» и «Зимней канавки».

Стоит признать, что Дмитриев одинаково виртуозно работал и в драматическом, и в музыкальном театре. Более того, выступил как соавтор либретто нескольких балетных постановок. Юношеское увлечение балетом позже проявилось в глубоком понимании и визуализации музыкальной материи спектакля и созданию идеальных декораций и костюмов для балетных и оперных спектаклей.

Умение художника сжимать смыслы пьесы в мощные и концентрированные образы проложило мост от метафор «серебряного века» к конкретным живым фактурам современной сцены и оказало огромное влияние на театр третьей четверти ХХ века. Поэтому его так ценили ведущие художники следующего поколения Давид Боровский, Эдуард Кочергин и Сергей Бархин, будто отвечая на слова Абрама Эфроса: «Спросите у художников, кто из наших декораторов им больше всего по сердцу, они ответят – Дмитриев!».

Всего Владимиром Дмитриевым было оформлено более 150 спектаклей в драматических и музыкальных театрах Москвы и Ленинграда.

На выставке будут представлены театральные работы – эскизы декораций к спектаклям Владимира Немировича-Данченко, Константина Станиславского, Сергея Радлова, Бориса Захавы и других легендарных режиссёров российского театра; реконструкция макета к спектаклю «Зори» Всеволода Мейерхольда. А также живописные работы художника – портреты и пейзажи, любезно предоставленные наследниками Владимира Дмитриева и частными коллекционерами.

Выставка не состоялась бы без поддержки Благотворительного Фонда театрального искусства и помощи Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, предоставившего для выставки несколько экспонатов из своей коллекции.

На вернисаж 18 февраля в 15:00 приглашены наследники художника – дочь Анна Владимировна Дмитриевна (советская теннисистка, спортивный журналист и комментатор) и внук Дмитрий Чуковский; а также Дмитрий Викторович Родионов (директор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина), Сергей Женовач (художественный руководитель МХТ им. А. Чехова), Эдуард Бояков (художественный руководитель МХАТ им. М. Горького), Михаил Левитин (художественный руководитель московского театра «Эрмитаж»), Дмитрий Крымов (театральный художник, режиссёр), Сергей Бархин (театральный художник), Станислав Бенедиктов (театральный художник), Юрий Рост (фотохудожник), Владимир Молчанов (тележурналист), Василий Уткин (журналист), Михаил Алшибая (кардиохирург, коллекционер), Наталья Поленова (директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова) и другие.

Отзывы о «Владимир Дмитриев. Живопись и театр»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / тематическая выставка