В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась грандиозная выставка коллекционера Сергея Щукина «Щукин. Биография коллекции». Московский купец и меценат собрал крупнейшую в мире коллекцию искусства европейского модернизма, охватившую все важнейшие художественные течения конца XIX – начала ХХ века. Рассказываем, к чему готовиться, что не сообщают экскурсоводы, и какие работы выложить в Instagram.

КТО УСТРОИЛ И ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ

Это та самая выставка, которая взорвала культурную жизнь Парижа в 2016 году и побила все рекорды посещаемости: 1 250 000 человек за четыре месяца. Коллекция Сергея Щукина была национализирована после Октябрьской революции, объединена с собранием Ивана Морозова, затем поделена между Эрмитажем и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Впервые как единое целое её представил парижский Фонд Louis Vuitton — инициатором этого предприятия выступил внук и биограф Сергея Ивановича Щукина, Андре-Марк Делок-Фурко. Теперь настала очередь Москвы: все культовые имена европейского модернизма – Моне, Огюст, Ренуар, Сезанн, Гоген, ван Гог, Матисс, Пикассо — сейчас собраны в одном пространстве Пушкинского. По словам его директора и куратора выставки Марины Лошак, этот проект — один из самых масштабных за всю историю музея.

Крупнейший предпринимателей начала ХХ века, текстильный магнат Сергей Иванович Щукин помимо коммерческих талантов обладал безупречным художественным чутьём. Покупая картины всегда только на свой вкус, он сумел собрать одну из самых крупных и ценных коллекций работ, без которых невозможно представить историю искусства ХХ века. Сергей Щукин влюблялся не просто во все новое, а в новое экстра-класса: 8 Сезаннов, 4 Ван Гога, 24 (!) Матисса (карантинизированного на тот момент), 16 Гогенов — таким собранием мог похвастаться не каждый европейский музей. Для нашей страны это был исключительный случай: единственным местом, где в публичном пространстве можно было увидеть художников-модернистов, был дом Сергея Ивановича Щукина в Большом Знаменском переулке.

КАК УСТРОЕНА ВЫСТАВКА

Архитектура экспозиции последовательна: первые залы посвящены увлечениям братьев Сергея Щукина — Петра, Дмитрия и Ивана Щукиных.  По очереди представлены предметы декоративно-прикладного искусства и быта, голландские живописцы XVII века и французские импрессионисты.  

Основные залы прослеживают эволюцию художественных увлечений Сергея. Через первые «импульсивные» приобретения французских пейзажей (наподобие почтовых открыток), через яркий «иконостас» с Гогеном  к «Танцу» Матисса, следом к Пикассо (раннего «голубого», «африканского» и этапа кубизма), затем Анри Руссо и — последнее увлечение Щукина, Андре Дерен.

В центре экспозиции находится «Танец» Матисса. Сам Сергей Иванович с гордостью говорил об этом приобретении: «Сумасшедший писал — сумасшедший купил». В доме купца огромное сине-красное панно висело над лестницей, встречая гостей — так же, как оно теперь встречает посетителей Пушкинского над центральным лестничным пролетом.

КАК СМОТРЕТЬ: СОВЕТЫ ОТ ВНУКА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ЩУКИНА И ПРИГЛАШЕННОГО КУРАТОРА ВЫСТАВКИ, АНДРЕ-МАРКА ДЕЛОК-ФУРКО

«Биография коллекции Щукина» может расстроить одним обстоятельством: в неё вошло много работ из постоянной экспозиции музея. Эксклюзивных редкостей увидеть не получится, но идти сюда надо не за ними. Главный конёк выставки — это отдельная продуманная драматургия каждого экспозиционного комплекса.

Как смотреть импрессионистов?

Сначала идём вдоль левой стены. Это первые покупки Сергея Ивановича, которые он совершал, повинуясь моде. Марке, Синьяк, Сёра, Писарро, которого Щукины купили просто на память о поездке в Париж. Разворачиваемся и начинаем движение слева направо вдоль противоположной стены. Видим нежную пастель с воздушными танцовщицами Дега, упругие мазки волн Моне, знаменитый «Завтрак на траве» и портреты Ренуара. Затем отходим дальше и наслаждаемся движением ансамбля: как волны платьев перетекает в морские волны, взмывают вверх и застывают брызгами в светящейся листве деревьев.  Эта «взлетная полоса» сплошных шедевров — начало вдумчивой и последовательной собирательской деятельности русского коллекционера.

Как смотреть Гогена?

Выходим к центральной парадной лестнице, садимся на лавку и перед нами — огромное панно из 16 гогеновских полотен. В своем особняке Щукин разместил их в столовой, темной, окрашенной в коричневатый цвет, сдвинув плотно одна к другой. На посетителей такой светящийся «ковер» производил неизгладимое впечатление. Однажды художественный критик назвал его «иконостасом» — и, как часто бывает, название закрепилось. Сказался ли тут мистицизм сознания Сергея Ивановича или текстильный инстинкт промышленника, неизвестно, однако его внук уверен, что божественное в этой композиции присутствует. Чтобы его ощутить, нужно выделить взглядом небольшую картину справа от центрального «Сбора плодов»: молодая таитянка  восседает на фоне тропической природы, слева от нее лежит блюдо с фруктами. Запоминаем картину и, налюбовавшись иконостасом, подходим ближе, чтобы разглядеть двух чёрных идолов вдалеке. В этот момент ощущение мистики происходящего действительно посещает: чувствуешь, как легенды Океании, египетские барельефы, старозаветная купеческая Москва и сметающий остатки прошлого модернизм соединяются в одной точке, и хочется замереть, медитируя в состоянии сингулярности бесконечно. 

Как смотреть Матисса?

«Полнозвучный перезвон красок», «диссонансы знойно-мажорных и холодно-глубоких цветов», «путешествия по тропикам чувства» — такие воспоминания оставили современники Сергея Ивановича после посещения его Розовой гостиной. Ёе ансамбль в свое время составлял сам Матисс. Поселившись в доме Щукина, художник увидел собрание собственных работ и вызвался собственноручно создать с их помощью целостный интерьер. Разрешение было получено, и живописец, не сомневаясь, занял своими полотнами центральный зал дома.

24 работы Матисса — это прогулка по экзотической оранжерее, наслаждение дыханием тропиков. Медитировать и рефлексировать здесь не хочется: элементарная простота композиций, выпуклые контуры, примитивно-яркие цвета веселят, бодрят и заряжают свежестью. С трудом верится, что когда-то художник слыл «enfant terrible» и возмутителем спокой­ствия мировой живописи.

ЧТО ВЫЛОЖИТЬ В ИНСТАГРАМ

Дорого и статусно

Поль Гоген «Жена короля», 1896

Щукин не только смело приобретал картины «сумасшедших», но еще и смело выкладывал за них сумасшедшие суммы. Однажды он пришёл к крупнейшему коллекционеру Гогена Гюставу Файе (который приторговывал своим собранием) и попросил продать две самых крупных работы: «Жену Короля» и «Сбор плодов». Тот, разумеется отказал. Щукин сначала предложил 10 тысяч франков за «Жену Короля». Затем 20. Потом поднял до 30. Файе сдался: это было больше, чем стоимость всей его коллекции Гогена. За «Сбор плодов» Сергей Иванович заплатил 17 тысяч. На эти деньги Файе приобрел монастырь XI века на юге Франции.

Непонятно и интригующе

Анри Матисс «Булонский лес», 1902

На подступах к залу Матисса есть маленький закуток всего с одной картиной. Красочного примитивизма следующих залах в ней нет. Вблизи она кажется мудреной конструкцией из линий, при взгляде издалека вызывает легкий эффект оптической иллюзии. Этот ранний Матисс в своей отдельной комнатке — маленькая загадка экспозиции, которая порадует внимательных посетителей.

Символично и эклектично

Андре Дерен «Суббота», 1912

Во время её написания художник увлекался готикой, сюжет напоминает голландских жанристов XVII века, лица людей похожи на африканские маски, а название «Суббота» придумал поэт-сюрреалист Гийом Аполлинер — набор настолько идеален, что не может не привлекать инстинктивно. Не устоял и Сергей Иванович, в который раз не прогадав: по оценкам современных искусствоведов, «Суббота» — лучшая работа Дерена.

Беспроигрышный вариант

Христиан Корнелиус (Ксан) Крон. Портрет С. И. Щукина. 1916 год. 

Маленький штрих-эпилог экспозиции — «авангардный» портрет самого Сергея Ивановича. Лишнее напоминание о том, то искусству нужны не только творцы, но и люди, способные радоваться тому, что создаёт их время, вне зависимости от реакции общественности. Современники смотрели на Сергея Ивановича «как на безумного, как на маньяка, который швыряет деньги в окно и дает себя «облапошивать» парижским жуликам», — вспоминал художник Александр Бенуа. Всё меняется, «простодушный» Щукин признан тонким ценителем живописи, «парижские жулики» —бессмертными гениями. Невольно задумываешься: каковы механизмы «естественного отбора» в искусстве? Что оседает в мировой сокровищнице, а что исчезает бесследно? Какая часть нашего тысячелетия окажется во всеобщем фонде?

Отдохнув от размышлений, не забудьте заглянуть в соседнее здание музея на выставку коллекции Фонда Louis Vuitton, доставившего в Москву одно из ведущих мировых собраний искусства нашего ХХI века. Возможно, ответы на застигнувшие вопросы ждут вас именно там.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОСЕЩЕНИИ

Часы работы: 

ВТ, СР, СБ, ВС: СС 11:00 ДО 20:00
Касса (вход) с 11:00 до 19:00

ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00
Касса (вход) с 11:00 до 20:00

ПН: выходной 

Залы с экспозицией начинают закрываться за 15 минут до окончания работы музея.

Стоимость билетов:

Полный билет — 600 рублей
Льготный билет – 300 рублей
Бесплатный билет – дети до 16 лет, студенты факультетов изобразительного искусства, архитектуры и кинематографии 

Стоимость комплексных билетов:

Для удобства посетителей, которые планируют посетить обе выставки «Щукин. Биография коллекции» и «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное», предусмотрен комплексный билет, позволяющий сэкономить. Билет дает право однократного прохода в каждое здание в течение двух дней с выбранной даты.

Полный билет — 1000 рублей
Льготный билет – 500 рублей
Бесплатный билет – дети до 16 лет, студенты факультетов изобразительного искусства, архитектуры и кинематографии.

Напоминаем, что лучше покупать билеты на сайте музея, чтобы избежать живой очереди.
Ближайшая дата посещения отдельной выставки — 20 июня, двух выставок сразу — 26 июня.