Отзывы о "Отзывы о выставке «Дэвид Боуи. Человек, который упал на землю» в Москве"

Оценка редакции
Выбор редакции
11 января — 31 марта, 12:00 - 21:00, 12:00 - 22:00 | Полное расписание
250-500 рублей
Надежда Травина
5 февраля

Дэвид Боуи, который упал на землю

В Центре фотографии имени братьев Люмьер до 31 марта проходит выставка американского фотографа Стива Шапиро «Дэвид Боуи. Человек, который упал на землю». Экспозиция включает портреты Боуи с эксклюзивной фотосессии, фотографии совместного выступления с певицей Шер и редкие кадры музыканта в контексте 1970-х. По заказу редакции «Вашего Досуга» Надежда Травина ответила на вопросы, которые могут возникнуть у тех, кто решил провести свой день среди застывших образов «хамелеона рок-музыки».

Почему выставка так называется?

«Человек, который упал на землю» — это научно-фантастический фильм Николаса Роуга 1976 года, в котором Дэвид Боуи сыграл инопланетянина Томаса Джерома Ньютона. Та роль стала не только актерским дебютом Боуи, но и во многом вдохновила его на создание очередного альтер эго – «Изможденного Белого Герцога», впервые возникшего в альбоме «Station to Station» того же года. Актером Боуи был не хуже, чем музыкантом. Он часто снимался в кино (чего стоит, например, его роль в культовой драме «Твин Пикс»). А в метафорическом смысле Дэвид Роберт Джонс, взявший себе псевдоним «Боуи» в честь героя Техасской революции, когда-то действительно «упал» на музыкальную землю Англии, а затем и других стран.

Кто такой Стив Шапиро? Приехал ли он на открытие выставки в Москве?

Стива Шапиро можно назвать мэтром мирового фотоискусства. В 1960-е он работал фотожурналистом: на его пленку попали кадры и политических митингов, и движений рабочих, и даже жизнь хиппи. Шапиро делал фотографии для многих журналов (например, Life, The Rolling Stones, People), а также снимал звезд – в том числе, на площадке знаменитой кинокомпании Paramount Pictures.

С Боуи фотограф познакомился в 1974-м, и за 12 часов сделал несколько портретов певца. «В тот день Боуи, казалось, искал образы и идеи, чтобы понять, что из этого он мог бы использовать в своих будущих проектах», – вспоминал Шапиро. Фотосессия, на которой музыкант запечатлен в различных образах, и стала основой московской выставки. К сожалению, 85-летний автор к ее открытию не приехал. Зато столицу посетил другой современник и друг Боуи – художник Джордж Андервуд, который придумал ряд обложек для ранних альбомов музыканта, в том числе, и скандальный андрогинный образ в «Hunky Dory» (обложки также представлены на выставке).

Зачем смотреть фотографии Боуи вживую, если они есть в интернете?

Наверное, не стоит объяснять, почему оригинал важнее копии, а «Мона Лиза» в учебнике по мировой художественной культуре имеет мало общего с «Моной Лизой» в Лувре. На снимках Шапиро Боуи выглядит настоящим пришельцем из далекой галактики – хрупкий, загадочный, пугающе красивый, отстраненно-холодный. Фотограф удивительно точно поймал моменты вхождения в каждый новый образ, выразительную мимику Боуи: мы видим и дерзкую рок-звезду на мотоцикле, и лирического задумчивого странника, и эксцентричного киногероя на зеленом фоне. Фотоснимки одного дня из жизни Дэвида Боуи сменяют фотокадры его выступления на телевизионном шоу Шер (автор тот же – Шапиро). А в соседнем павильоне (их всего два) вам предложат посмотреть фрагмент этой передачи, где Боуи и Шер с микрофонами на проводе самозабвенно исполняют его хит «The Young Americans».

Хочу на выставку, нужно ли готовиться?

Определенно нужно! Во-первых, ее тема уже обозначена, и для того, чтобы прийти более или менее подготовленным, стоит для начала загуглить информацию о сотрудничестве Боуи и Шапиро. Также желательно посмотреть фильм, давший название выставке. Во-вторых, рекомендуем скачать на сайте Центра братьев Люмьер аудиогид, который приятным голосом лидера группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко говорит об истории создания той или иной фотографии. Но если вы более «продвинутый пользователь» и сами можете определять этапы эволюции Боуи, скажем, от эпохи Зигги Стардаста до Натана Адлера, легко отличаете песни 70-х от композиций 80-х, то, полюбовавшись на эксклюзив от Стива Шапиро, быстро заскучаете. Впрочем, помимо этой экспозиции никто не запрещает посмотреть и другие, расположенные в Центре, по тому же билету.

А если я фанат Боуи, чем меня может заинтересовать эта выставка?

Фанаты не должны пропустить встречу основателя российского фан-клуба Боуи Марины Колотовой, которая пройдет 8 февраля в Центре. Название встречи – «К чему приводит БОУИМАНИЯ? Что было и стало с фанатами Боуи?» – говорит само за себя. А если вы хотите узнать, каким образом творчество Боуи повлияло на становление глэм-рока, то лекция Александры Колесник 28 февраля ответит на этот и многие другие вопросы. Полный список мероприятий (которые скоро, увы, завершатся) доступен на сайте. Билеты на них приобретаются отдельно.

Был ли какой-либо повод для открытия этой выставки?

Резонный вопрос, поскольку многие культурные мероприятия у нас, как правило, приурочены к конкретной дате (чаще всего, «круглой»). В случае с экспозицией Дэвида Боуи, повод отнюдь непраздничный: день ее открытия, 10 января, – годовщина смерти великого музыканта, покинувшего мир в 2016 году. Таким образом, кураторы выставки не только решили почтить память певца, но и напомнить, что его искусство продолжает жить. Особенно, в стране, в которую он однажды пообещал никогда не возвращаться.

Сколько стоит билет, и в какой день лучше приходить?

Билеты стоят 400 рублей в будние дни и 500 рублей в выходные. Ветераны Великой Отечественной войны и дети до 6 лет в сопровождении родителей – бесплатно. Действуют и дополнительные льготные цены. Столпотворения в павильонах пока не наблюдается. Впрочем, все еще впереди: выставка продлится до 31 марта, и у поклонников Дэвида Боуи еще есть шанс увидеть все своими глазами.

Отзывы о «Дэвид Боуи, который упал на землю»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Лучшие выставки в Москве

12 февр. — 24 марта | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, живопись, современное искусство 12 февр. — 24 марта

15 дек. — 24 марта | Новый Иерусалим, декоративно-прикладное искусство 15 дек. — 24 марта

Почему крокодил Гена — воплощение культуры социализма, а «Черный квадрат» — портрет москвича?

31 янв. — 21 апр. | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись 31 янв. — 21 апр.

21 дек. — 10 марта | Новое крыло Дома Гоголя, живопись 21 дек. — 10 марта

Художники создают портреты своих детей, а дети — родителей-художников.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

19 дек. — 13 мая | Музей-заповедник «Царицыно», декоративно-прикладное искусство 19 дек. — 13 мая

1 февр. — 28 июля | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июля

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

Выбор редакции

14 февр. — 14 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, современное искусство, интерактивная программа 14 февр. — 14 апр.

Катаемся с горки, чтобы увидеть Анри Матисса и Марину Абрамович.

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Бесплатно

1 — 24 февр. | ЦТИ «Фабрика», инсталляция 1 — 24 февр.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.