Афиша выставки «Капричос». Гойя и Дали в Москве
Шедевральные офорты и сюрреалистический комментарий к ним.
Серию гравюр «Капричос» Франсиско Гойя создавал с 1793 по 1799 год. В 80 работах художник, как предписывали светлые принципы Просвещения, обличал пороки общества, его лицемерие и тупость. Получилось убедительно и жестко: гротескные изображения старух и проституток, франтов и ослов, священников и домовых, монстров и просто уродов сопровождались едкими комментариями.
Современники сатиру не оценили: инквизиция быстренько остановила продажу офортов, а королевский двор так обиделся, что пять лет не давал Гойе заказов. Зато дальнейшее искусство — от Оноре Домье до экспрессионистов и сюрреалистов — многим обязано графике Гойи. Вот и Сальвадор Дали в 1977 году создал новую версию «Капричос»: добавил в изображения пестрые цвета, свои излюбленные мотивы и альтернативные подписи. Лет десять назад Российская академия художеств уже показывала две серии разом, но интерпретировать их можно до бесконечности, как и находить публику для двух топовых испанцев-классиков.