Разбираемся в сложном, но важном проекте ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Выставка «Искусство Европы 1945-1968. Лицом к будущему» осмысляет период между важными для XX века моментами — концом Второй мировой войны и годом политических протестов, охвативших мир. Проект получился сложный и объемный, и на выставку лучше приходить подготовленным. 

1. Эта выставка — политическое заявление

Искусство Западной и Восточной Европы представлено вместе, на равных. Ранее два политических лагеря — капиталистический и социалистический — не смешивали, теперь мирно соседствуют звезды уровня Пабло Пикассо, Ива Кляйна и Люсьена Фрейда, восточноевропейские авторы, советские официальные и неофициальные художники. Европа здесь — единое культурное пространство, и Россия — его часть.

2. У экспозиции три разных версии и три куратора

«Искусство Европы 1945-1968. Лицом к будущему» — проект международный. Его курировали Экхарт Гиллен (Берлин), председатель Центра искусства и медиа (Карлсруэ) Петер Вайбель и Данила Булатов (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Разные версии выставки (в зависимости от страны и возможностей конкретного музея) до Москвы демонстрировались в Брюсселе и Карлсруэ.

3. Две большие темы проекта — история Европы и рождение нового искусства

Исторический сюжет выставки невозможно отделить от эстетического. В искусстве осознание Второй мировой войны  — это и констатация совершенных преступлений и пережитого ужаса, и появление новых художественных приемов и форм, которые вызывают живые эмоции (конечно, довольно тяжелые). А холодная война, например, это одновременно борьба политических и изобразительных систем (абстрактной и фигуративной). И так далее.

4. Выставка — настоящая энциклопедия современного искусства

То, что мы до сих пор называем современным искусством, художники придумали как раз в период с 1945 по 1968 год: доходчивый поп-арт, радикальный акционизм (Павленский отдыхает), заумный концептуализм, верившее в науку кинетическое искусство, топорное арте повера, новые формы абстракционизма и реализма и т.д. Выставка собрала видных представителей этих и других направлений.

5. Экспозицию нужно не только смотреть, но и «читать»

Искусство XX века сложно понять, не зная контекста. Даже если вы неплохо ориентируетесь в направлениях и авторах и запросто можете отличить Ханса Рихтера от Герхарда Рихтера, не ленитесь изучить аннотации к работам. К тому же в экспозиции представлены художники из Восточной Европы, о существовании которых в Москве мало кто знает.