Русская классика XIX–XX веков в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Наверное, странно идти на выставку русского искусства в музей, который занимается зарубежными художниками. Но так уж случилось, что именно Пушкинский музей застолбил важную тему — представление лучших частных коллекций. Они, эти коллекции, когда-нибудь (хочется надеяться) превратятся в музейные. Сейчас особняк на Волхонке — одно из немногих мест, где их можно по достоинству оценить. Вот и собрание Александра Володчинского явно целится на альтернативную Третьяковку.

Вообще, у частных коллекций есть два свойства, которые делают их особенно увлекательными. Во-первых, здесь всегда ощущается вкус собирателя, его предпочтения и даже человеческие слабости. Ну да, нравится нашему предпринимателю богатый Маковский! И что в этом плохого? Ему также нравятся передвижники (Перов и компания), которые сейчас как будто не очень модные. Второй важный момент — в частных коллекциях интересно смещены акценты: неожиданно может возникнуть картина, которую от художника ну никак не ожидаешь. Например, пронзительный «Плач Ярославны» того же Василия Перова. Или, допустим, «Порт-Артурское дело» пейзажиста Дубовского. Тут имеется масса примечательных и незамыленных вещей, которые всплывали на западных аукционах и неизвестны широкой публике.

Примечательно, что господин Володчинский прошел очень нестандартный путь для русского собирателя. Он стал покупать авангардистов начала ХХ века, а потом переключился на реалистов XIX (обычно все дрейфуют от салона к авангарду). Это, однако, не отменяет ценности выставленных картин. Их, особенно художников модерна (Бенуа, Сомова), можно рассматривать как предтечей всех современных направлений на нашей арт-сцене. В общем, если вам захочется полностью погрузиться в мир искусства, кочуя от национального достояния к мировому модернизму (на выставке Колдера в главном здании), лучшего места, чем корпуса ГМИИ, в июле не найти.