Провокационная выставка великого арт-травести в Московском музее современного искусства.

После трагической смерти художника два года назад (утонул в бассейне на Бали) о Мамышеве-Монро стали говорить всерьез. Конечно, и до этого никто не отрицал его значения для питерского и московского искусства 1990-х. Он был в прямом смысле слова заметной фигурой. Редкая выставка о перестроечных годах обходилась без его участия. Он стал узнаваем в Европе и даже одно время представлял Россию на знаковом смотре в Брюсселе. Но всякий раз, когда упоминали Владика Монро, критики забавлялись, передергивая его образы, хихикали над его безумной и наивной травестией и считали вечным ребенком, который в какой-то момент очень полюбил переодеваться в исторических персонажей. Лишь после гибели стало понятно, что Владислав — явление уникальное, оригинальное и очень важное. В итоге ему посмертно вручили премию министерства культуры «Инновация».

Выставка в ММСИ должна окончательно закрепить за господином Монро статус российской арт-звезды. Здесь будут не только знаменитые серии, где Владислав Мамышев перевоплощается, собственно, в Монро, а также в Любовь Орлову, сказочных царевен и прочих женских (затем и мужских) культмассовых персонажей. Кураторы обещают показать «лабораторию художника»: как создавались образы, как возникали ростки незавершенных проектов. Мамышевская травестия будет разыграна как художественный прием, а не прихоть безумца и фрика.

Впрочем, при всей серьезности затеи стоит быть готовым и к провокациям, и к вечному карнавалу, которыми славился художник при жизни. Просто невозможно «высушить» его работы, пропитанные иронией (особенно тогда, когда он пародирует религиозных и политических лидеров) и перестроечным угаром. За это Владик и был любим в московской арт-тусовке. Ну кто еще мог на голубом глазу спалить квартиру госпожи Березовской и прийти на «Арт-Манеж» в наряде купца Калашникова?