В новом здании Музея современного искусства «Гараж» открыто более десятка выставок. Но только одна по-настоящему звездная: «Яёй Кусама: теория бесконечности». Почему японская художница оказалась сегодня на гребне волны и в чем секрет ее мировой популярности?

В прошлом году Яёй Кусама, по версии газеты Guardian, признана самой популярной художницей мира. Ее выставки в разных концах света посетило больше всего зрителей. Она обошла даже вечного лидера подобных рейтингов Марину Абрамович, на которую в Нью-Йорке приходило посмотреть по 7 тысяч человек в день. Примерно то же самое случилось и в Москве — чтобы попасть в зеркальную комнату с фонариками Кусамы, посетители простаивают часами. Это самая обсуждаемая и самая фотографируемая инсталляция «Гаража». 

Как 86-летней художнице удается оставаться актуальной и обходить молодых и дерзких коллег — вопрос далеко не праздный. Дело в том, что при всем своем творческом долголетии лишь в XXI веке все ингредиенты, которые определяют бренд «Кусама», сложились именно в тех пропорциях, который и необходимы для всемирного успеха. Вот в чем парадокс: составляющие искусства Яёй Кусамы известны всем. Но никто не может понять, как из них возникает магия, завораживающая зрителей. Попробуем еще раз перечислить все по порядку — глядишь, уловим и что-то неуловимое.

Горох и точки

Самый узнаваемый мотив в работах Кусамы — круглые пятна, которыми она покрывала все поверхности своих вещей (включая обнаженных натурщиков и натурщиц). Этот «горох», по словам самой художницы, возник после тяжелых галлюцинаций. Начиная с 1969 года, кусамовские точки превратились в коммерческий бренд: они на фирменной одежде и аксессуарах, в украшениях витрин и постеров.

Сумасшествие

Причиной многих психических расстройств Яёй Кусамы была непростая обстановка в семье: властная мать и ушедший к другой женщине отец. Кроме того, на бунтарский характер художницы накладывались традиционные табу японской культуры. Сбежав в Америку, Кусама на время пришла в гармонию со своим внутренним миром. Но постепенно болезнь обострилась: в результате она добровольно поселилась в психиатрической клинике недалеко от Токио, где создала себе арт-студию. В этой больнице художница живет по сей день.

Тело и сексуальность

Находясь в Америке до 1970-х годов, Яёй Кусама устраивала довольно рискованные перформансы, связанные с обнаженным телом (она была частью той сексуальной революции, что сопровождала искусство Уорхола). Художница создавала инсталляции с «выступами» и «наростами», похожими на щупальца осьминогов или фаллического вида, не скрывая их сексуальной подоплеки.

Бесконечные ландшафты

Произведения более позднего времени — 2000-х годов — проникнуты мистикой и переживанием бесконечности. Именно они показаны в «Гараже». Зритель попадает в комнаты с типично кусамовским «пейзажем» (круги, фонарики), который бесконечно множится в зеркалах, расположенных на всех стенах, на полу и потолке. На сегодняшний день среди всех музейных инсталляций это творение — лидер по количеству сделанных в нем селфи.