В ГМИИ работает отличная выставка  американского скульптора, создателя мобилей и стабилей.

Абсолютное must see этого лета. Редкая выставка вызывает столько радостных и праздничных чувств, как «Ретроспектива» американского скульптора Александра Колдера в Пушкинском. Тот самый случай, когда современное искусство, уже ставшее классикой, заряжено позитивным мироощущением. Художник много и долго практиковался в Европе и перенял лучшие достижения модернизма 1920-х годов: здесь и русский авангард, и французский кубизм, и бельгийский сюрреализм. Все вместе дает очень бодрящий коктейль.

Именно Колдер придумал создавать скульптуру из тонкой проволоки. Его ранние работы в этой технике (особенно замечательный «Геракл со львом» 1928 года) смотрятся как объемные рисунки. В Пушкинском их выставили в Белом зале — получился удивительный и экспрессивный диалог с классикой.

Особенно советуем полностью посмотреть фильм, созданный по мотивам колдеровского «Цирка». В 20-е годы художник превратил свои проволочные фигурки в артистов на арене. Об этих «представлениях» говорил весь мир — они и сегодня не потеряли в остроумии и красоте.

5 фактов о Колдере, которые открывают его искусство:

1. По образованию Александр Колдер инженер, хотя и происходил из семьи известного в Америке скульптора. Искусством он решил заняться после того, как в начале 1920-х окунулся в богемную жизнь Парижа.

2. Мобили — это самые узнаваемые колдеровские творения: объекты, похожие одновременно на коромысла и флюгеры. Это движущаяся скульптура, к изобретению которой причастны также русские авангардисты. Помимо мобилей художник создавал еще «стабили» — абстрактные неподвижные композиции. Сейчас они украшают многие площади и парки Европы и Америки. 

3. В 1930 году Колдер посетил парижскую мастерскую Пита Мондриана. С этого момента он окончательно поверил в силу геометрической абстракции.

4. В Москве работы Колдера впервые увидели на американской выставке в Сокольниках в 1959 году. Но тогда в Союзе эти вещи не поняли — у нас скульптура была исключительно реалистичной.  

5. Сегодня наследием художника занимается фонд его имени. Именно Фонд Колдера и привез выставку в Москву. Руководит этим учреждением внук скульптора Александр Ровер.