Наталья Пыхова
21 октября 2013

Дэвид Датуна в арт-центре «Ветошный»

На выставке Дэвида Датуны «Глаза в глаза»  внимательно разглядывать хочется не только портреты Владимира Путина и Николая II, заявленные центральными экспонатами.

Дэвид Датуна, родившийся в Грузии, теперь живущий в Америке, появился на арт-сцене в 2000-х, и стал известен как художник, работающий с линзами. Разбирая на «запчасти» очки, те, что обычно носят на носу, он соединяет офтальмологические линзы в своеобразный прозрачный «панцирь», за которым прячет изображение. Чаще всего это портреты, причем, узнаваемых личностей — будь то Владимир Путин, Стив Джобс или Наталья Водянова. Линзы отражают свет и преломляют изображение, картинка становится выпуклой и объемной. 

Для своей первой московской выставки, открывшейся в арт-центре «Ветошный», центральными персонажами Датуна выбрал двух российских правителей, Николая II и Владимира Путина. Их портретам, покрытым линзами, отдан отдельный зал. В полутьме царь и президент будто бы глядят друг на друга — глаза в глаза. Но, по словам самого художника, противопоставления тут нет, это скорее «точки отсчета».

Все то, что между этими точками, иллюстрируют другие работы выставки. В основном это вариации на тему флагов — Российской империи, Советского Союза (в том числе — огромное, будто бы сначала застывшее, а потом расколотое на части полотнище) и России нынешней. Каждый из символов государственной власти подан в нескольких вариантах, и рассматривать их, признаться, интереснее, чем царя и президента.

Если портреты, выполненные в технике Датуны, получились пусть объемными, но двумерными — картинка и линзы, то, разглядывая каждый флаг, можно найти множество смыслов. «Ткань» полотнищ составлена из фотографий и газетных вырезок, сквозь то одну, то другую линзу видишь знакомое лицо — или лик. Строки текста, преломляемые диоптриями, разбиваются на отдельные слова, а те складываются в новые, порой неожиданные сочетания. Заглядывая в лица на фотографиях сквозь то, что предназначено было быть приспособлением для обострения зрения, задумываешься об еще одном смысле названия выставки «Глаза в глаза».

Фото: Наталья Пыхова

Отзывы о «Дэвид Датуна в арт-центре «Ветошный»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

до 4 фев | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, скульптура до 4 фев

До абсурда и жути жизнерадостный поп-арт из Японии.

Выбор редакции

до 14 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, графика до 14 янв

Московский дебют главных художников Австрии.

до 18 фев | Еврейский музей и Центр толерантности, графика, живопись, фотография до 18 фев

Большая ретроспектива дизайнера-авангардиста.

Выбор редакции

до 25 фев | Рабочий и колхозница, графика, живопись, фотография до 25 фев

Казимир Малевич для масс: все ипостаси иконы авангарда.

до 31 янв | ArtPlay, мультимедиа до 31 янв

Проект, посвященный творчеству одного из мастеров Северного Возрождения.

до 14 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, историческая до 14 янв

Рассказ о еврейском сообществе в первые годы после революции.

От пионера абстрактной скульптуры Бранкузи до безумного японского поп-арта.

до 30 янв | Фонд In Artibus, графика, живопись, историческая до 30 янв

Первый показ богатейшей частной коллекции авангарда.

до 22 дек | Наши художники, графика, живопись до 22 дек

Африканские мотивы от участника «Мира искусства».

Выбор редакции

до 21 янв | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись до 21 янв

Экспрессивная живопись безумного классика-маргинала.

до 10 дек | Галерея на Солянке, мультимедиа, интерактивная программа до 10 дек

Интерактивный аттракцион к 85-летию дома моды.

Лишенный секса Эгон Шиле, ласковый дождь вместо водопада радиации и другие способы пощадить чувства посетителей выставок.