Анна Сердцева
26 апреля

Зачем идти на выставку Мунка в Третьяковской галерее?

В Москве небывалый ажиотаж — впервые в России проходит столь масштабная выставка работ норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. О том, к чему готовиться, как попасть, что не сообщают экскурсоводы, и какие работы выложить в Instagram, рассказывает обозреватель «Вашего досуга» Анна Сердцева.

Что показывают и кто устроил

Эдвард Мунк прибы в Москву в количестве работ для России небывалом — более 100 предметов живописи и графики из музея в Осло. Экспозиция заняла сразу два этажа Инженерного корпуса Третьяковской галереи. В центре — монументальный «Фриз жизни» — цикл работ о любви, страхе, одержимости, безумии, болезни, смерти. По обе стороны — сумрачные залы графики и фотографии, блуждания среди отрывков мыслей, случайных лиц, смытых очертаний реальности и воображения.

Музей готовился к выставке целых 6 лет — проект несколько раз откладывался, и, наконец, в этом году был реализован. Организаторами выступили фестиваль «Черешневый лес» и Третьяковская галерея в сотрудничестве с посольством Королевства Норвегии и Министерство культуры РФ.

Пока Мунк гостит в Москве, в Норвегии проходит выставка русских художников конца XIX – начала XX, названная в честь работы Врубеля «Царевна Лебедь». Одними из организаторов выставочного обмена между странами стали кураторы московской выставки Татьяна Карпова и Надежда Мусянкова.

Главное о выставке

На Мунка люди готовы стоять часами — и это первое, что следует о ней знать. Чтобы не разделить ненароком радость совместного многочасового ожидания, не стоит идти к Мунку в выходные. Особенно воскресным днем в районе 14:30 — внутрь вы гарантированно попадете не ранее 16 часов, при том что закрывается музей в 18:00. Самым разумным решением будет приобрести электронный билет: это гарантирует фиксированное время посещения и избавление от тягот живой очереди. Cделать это лучше всего как можно раньше: электронная очередь уже успела растянуться до 8 мая.

Второе: какой именно экспонат будет служить объектом особо пристального внимания со стороны посетителей, было понятно сразу. Поэтому музей подготовился. Заранее оценил риск возникновения спонтанных перформативных акций и предпринял соответствующие меры. «В целях безопасности строго запрещены селфи и групповые фотографии», — гласит табличка на входе в зал со знаменитым «Криком». С самим экспонатом поступили еще радикальнее: с фронта картину защищает железный полукруг около метра в радиусе, а доступ с флангов блокирует работник охранной службы. Так что концептуальное фото на фоне символа экспрессионистского искусства сделать вряд ли получится.

И в чем-то это хорошо — одной из задач выставки было развеять сложившееся представление о Мунке как авторе одной картины. Московская выставка — великолепная возможность узнать, на что был способен норвежский художник кроме «Крика».

Мунк — великолепный график

Он гравировал и на дереве, и на металле, и иглой, и литографским карандашом, невероятно тщательно прорабатывая детали  — такое занятие требует фантастического терпения и массы времени. Зато потом позволяет время экономить: можно сделать несколько оттисков одной и той же картины и затем дорабатывать отпечаток вручную. Или продавать. За свою жизнь Мунк сделал свыше пятидесяти тысяч оттисков, на общую сумму примерно в 5 миллионов крон. Однако художник никогда не погрязал в продажах: «Теперь я получаю за свои картины так много, что нет смысла их продавать», — говорил он в конце жизни.

Мунк — ценитель литературы

Литературные пристрастия многое проясняют в эстетике художника: одним из любимых писателей Мунка был Достоевский. Сюжеты некоторых картин как будто служат иллюстрациями произведений писателя: исступленная ревность, болезненное сладострастие, умирающие дети, зеленые рулеточные столы и бесконечное блуждание по закоулкам внутренней преисподней. По легенде, в момент смерти Мунка на его прикроватном столике лежал роман «Бесы».

Кроме того, художник сам прекрасно владел слогом, постоянно вел дневники, сочинял литературные эссе и писал прекрасные верлибры в духе французских символистов:

«Прикосновение пылающих губ.
Земля и небо исчезли,
И черные глаза заглянули в мои.»

Мунк — любитель селфи

Мунк очень увлекался фотографией — особенно фотографированием себя. В разном возрасте, в разных состояниях, в разных позах, одетым и обнаженным. Но особенно интересны его автопортреты — тоже своего рода селфи, только не из мест реального мира, а из пространств собственного сознания. Принципиальной разницы между точками своих дислокаций Мунк, по-видимому, не ощущал. Вот «Автопортрет с бутылкой вина», вот «Автопортрет под женской маской», вот «Автопортрет между часами и кроватью» а вот — «Автопортрет в аду». Создается впечатление, что перемещения из одного измерения в другое были для Мунка повседневным опытом.

Мунк — заклинатель цвета

После темного зала графики — резкое погружение в мир цвета. «Фриз жизни» обрушивает клокочущий водопад цветов: они накатывают разом, перехлестывают за раму картины, несутся с бешеной скоростью и яростно обрушиваются на смотрящего. И тот, хватая ртом воздух и силясь отдышаться, глядит неотрывно — именно тогда приходит понимание, что значит для Мунка цвет.

Его цвета — как частоты огромного космического приемника: вселенная незаметно крутит ручку, настраивается, и цвета приходят в движение. Мимо идут люди, идут, не останавливаясь — а герои Мунка болезненно считывают эти волны всем своим существом. Замирают на мосту, скованные одиноким страхом при виде извергающихся потоков цвета. Смотрят, как их засасывает мутный водоворот, как все ближе подступает эта болезненная воронка. И тогда рождается Крик — одинокий крик тошнотворного отчаяния, беззвучный крик существа, случайно выброшенного на периферию осязаемого мира.

Каждое явление природы, каждого человека Мунк воспринимал через цвета. Если человек менялся — менялась и его цветовая палитра. Спустя двадцать лет после выписки из клиники для душевнобольных Мунк встретил на улице своего врача и поначалу не узнал его. А потом, вглядевшись,  воскликнул: «Боже милостивый! Вы совершенно изменили окраску!». За время пребывания в клинике Мунк успел написать портрет доктора в золотисто-коричневых тонах — видимо, за время их разлуки, цветовая гамма успела измениться.

Что выложить в Инстаграм 

Для любителей концептуальной фотографии

«Автопортерт «а-ля Марат» в клинике докотора Якобсона», 1908-09

Желание сделать косплей на знаменитую картину французского живописца Жака Луи Давида «Смерть Марата» возникло у Мунка не просто так. Во время одной из ссор со своей возлюбленной Мунк случайно нажал спусковой крючок револьвера и искалечил себе палец левой руки. Как раз после этого инцидента художник направился на лечение в психиатрическую клинику, где выполнил этот автопортрет. Сюжетные ассоциации вполне оправданы — Марат, как известно, тоже пострадал от женских рук. Только мотив преступления в его случае был политическим, а не личным.

Для искусствоведческих размышлений

«Поцелуй», 1897

Картину австрийского художника Густава Климта «Поцелуй» знают все. А одноименную картину Эдварда Мунка — немногие. Однако расположение фигур на обоих полотнах обнаруживает подозрительное сходство. Стоит привести немного хронологии: серия картин Мунка была  создана в 1897 году, а Климт написал свой шедевр в 1908. Как говорится, думайте сами, решайте сами. И совсем смелый кросс-культурный бросок —  обложка восьмого студийного альбома Green Day «21st Century Breakdown». Скорее всего, просто совпадение — но больше всего она напоминает именно Мунка.

Для пассионариев

Рулетка в Монте-Карло, 1892

Мунк очень любил Достоевского — в личной библиотеке художника был целый раздел, посвященный писателю: от биографии и критических статей до полного собрания романов в переводе на немецкий и норвежский языки. От романа «Преступление и наказания» художник был в восторге. Не меньшее впечатление произвел на него «Игрок»: вдохновившись, Мунк решил также попытать счастья за рулеткой и отправился прямиком в Ниццу. Для человека со столь сильной впечатлительностью ничем хорошим этот вояж, конечно, закончиться не мог — Мунк проиграл там целое состояние. Это было еще задолго до выхода его картин на большой рынок, поэтому окончательно поправить свое материальное положение художник смог только через десять лет.

Выбор простых посетителей из очереди

«Звёздная ночь»,1922–1924

Совместно ожидание сближает: биография художника в нескольких вариантах, статьи о его эстетике и стиле добросовестно зачитаны вслух, и на излете первого часа уже можно выходить на уровень дискуссии. А по окончанию просмотра интересно составить рейтинг: в зале графики лидерами стали «Больная девочка» и «Брошь», в центральном зале —  «Агония» и «Вампир», а в зале на втором этаже — «Звездная ночь» и «Вязовый лес весной».

Последнее впечатление, которое уносит с собой посетитель, — это именно второй этаж, «золотые годы»  Мунка: нежные оттенки белого, розового голубого, много воздуха и света. Таким тихим и умиротворенным художника видеть непривычно — но очень радостно. Всё-таки были в его жизни ничем не омраченные моменты.

Билеты и время посещения

Напомним, что билеты лучше всего покупать на сайте, ближайшая доступная дата посещения  — 8 мая.

Как всегда, к выставочному проекту подготовлена международная образовательная программа, в рамках которой пройдут лекции о жизни и творчестве Эдварда Мунка. Участники мероприятий— искусствоведы, писатели, издатели, переводчики и артисты из России, Норвегии и Грузии. 4 ближайшие лекции пройдут в мае, 5 лекций в июне. Стоиомсть лекций: полный —  330 ₽, льготный — 200 ₽

Также Третьяковская галерея подготовила для посетителей краткий бесплатный аудиогид. Ознакомиться с ним можно на сайте музея.

Время работы выставки:

Пн Закрыто
Вт, Ср, Вс 10:00 — 18:00
Чт, Пт, Сб 10:00 — 21:00
Вход закрывается за час до окончания работы Галереи.

Выставка работает до 14 июля 2019 года.

Стоимость билетов:

Полный —  600 ₽
Пенсионеры и студенты — 300 ₽
Для студентов-художников и искусствоведов — 150 ₽
Для детей от 7 до 18 лет — 150 ₽
Для детей до 7 лет —  бесплатно

Отзывы о «Зачем идти на выставку Мунка в Третьяковской галерее?»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

15 апр. — 14 июл. | Третьяковская галерея в Лаврушинском, Графика, Живопись, Фотография 15 апр. — 14 июл.

Одна из самых важных выставок 2019 года.

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, Графика, Живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, Графика, Живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, Графика, Живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», Графика, Живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

8 мар. — 26 мая | Музей современного искусства «Гараж», Графика, Живопись, Современное Искусство 8 мар. — 26 мая

Умные и яркие работы концептуалиста и борца с расизмом.

Биеннале за разнообразие: аргентинские демоны соседствуют с северокорейскими парадами.

28 мар. — 28 июл. | Новая Третьяковка, Живопись 28 мар. — 28 июл.

Главные работы с 1980-х до 2018 года.

Бесплатно

15 мар. — 26 мая | Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке, Видео, Живопись, Современное Искусство 15 мар. — 26 мая

Выставка-квест по мотивам массовых истерий.

Бесплатно

21 мар. — 24 мая | Музей АРТ4, Графика, Скульптура 21 мар. — 24 мая

Фантасмагории, составленные из советских обоев.

5 апр. — 11 авг. | Институт русского реалистического искусства, Живопись, Историческая 5 апр. — 11 авг.

Архив Александра Каменского, советского критика, автора термина «суровый стиль».