Борис Гребенщиков

Оценка редакции
Наталья Пыхова
8 декабря 2013

Смотрите и слушайте: Борис Гребенщиков

Борис Гребенщиков как живописец, фотограф и мастер PhotoShop: в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре проходит первая большая персональная выставка БГ «Внутренние свойства пейзажа», приуроченная к его 60-летию.

«Художественный почерк БГ сочетает в себе глубокомыслие и иронию. Все работы выполнены в духе примитивизма, но в них есть и сюрреалистические акценты, и даже экспрессионизм», — говорит куратор выставки Евгения Киселева. Сам Борис Борисович о жанре своих работ не высказывается — «Не все ли мне равно, как кто-то назовет то, что я нарисовал?», и вообще чаще предпочитает подробно свои живописные работы не обсуждать, говоря, что все, что хочет сказать художник, видно на холсте. На открытии выставки в ММСИ на Гоголевском бульваре Гребенщиков с «Аквариумом» играл и пел (в том числе, кстати, новые песни) куда больше, чем говорил об искусстве. Но за те годы, пока он занимается живописью (с середины 70-х) и выставляется (с середины 80-х), БГ успел — в разное время и по разным поводам — рассказать о своих отношениях с живописью и изобразительным искусством вообще.

Странное происшествие во время восхода луны. Холст, масло, 50Х70, 1994

Все началось с дачного чердака: «У моей первой жены дед был художником. И вот мы как-то были у него на даче и я залез на чердак. Смотрю — а у него там куча холстов стоит: некоторые еще даже нетронутые, а другие уже совсем покрыты толстым слоем пыли и паутины. И тут же краски, кисточки, всякие разбавители… И я думаю: “Вау! Как интересно! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что из этого получится”. Стащил все это вниз и начал рисовать», — вспоминает БГ. Это было, по его словам, в 1976 или 77 году.

ГХ, М.К.П.Н.М.П. холст, масло, 44Х48, 2011

По словам Гребенщикова, больше всего он любит рисовать небо, облака и «что-нибудь им сопутствующее» — на выставке в ММСИ можно рассмотреть несколько таких «небесных» картин. «Потом я уже начал придумывать картины, где есть какой-то сюжет — а поначалу рисовал в основном пейзажи», — говорит он. Сейчас БГ рисует не так часто: «Все это занимает очень много времени и, к сожалению, я редко бывают там, где у меня стоят холсты и краски, т.е. дома. Когда я там бываю, обычного времени нет. Вспышки происходят раз пять-десять лет».

Одним из своих любимых художников БГ называет Клода Моне: «Он просто видит глубже, чем видим мы, обычные люди. И он в своих картинах именно это передает: посмотрите как на самом деле все это красиво!  Вот, думаю, что это максимум того, к чему человек может стремиться —это быть пораженным красотой и быть пораженным желанием этим поделиться обязательно. Потому что только поделившись, мы это приобретаем. Наше — только то, что мы отдаем».

Некоторые работы Гребенщикова пропали или украдены — случалось, что даже с выставок исчезали экспонаты. «Я не об одной не жалею. Картина — живое существо и находит свое место в жизни», — говорит он.

Вождь мирового пролетариата поясняет Адаму о пользе яблок. Холст, масло. 1989

«Гребенщиков — наш любимый художник, у него «митьковский» характер. Первый раз он выставлялся с нами еще в далеком 1986 году, а потом в 1990-м в питерском дворце молодежи, — говорит главный «митек» Дмитрий Шагин. — Сейчас уже бессмысленно говорить, кто на кого повлиял, он на «Митьков» или мы на него».

«Он занимается живописью, но не для того, чтобы укрепить свои позиции как звезды, а по самому такому естественному желанию, по изобразительной тяге. Поэтому его картины искренни, не претенциозны. Он иногда так и говорит: «Витек, вот опять потянуло, нет у тебя лишнего холстика, пописать?» — рассказывает еще один участник группы «Митьки», художник, писатель, кинорежиссер Виктор Тихомиров.

«Вот был холст — тряпочка, натянутая на четыре палочки, — а в итоге получилась картина, произведение искусства. Меня эта загадка так вдохновляет! В какой же момент это случилось? Когда же холст, соединившись с красками, превратился в картину? — думаю, — говорит в одном из интервью сам БГ, добавляя: — Я постоянно экспериментирую».

Монастырь одинокого пика. Фотография. 1999

Серия «Инфра Петербург», сделанная на основе фотографий, — один из экспериментов Гребенщикова-художника. «Подручные средства: непрофессиональная фототехника, компьютер, программа фотошоп. Видевшие эти работы единодушно говорят об особого рода магии, исходящей от них и об уникальном взгляде автора на привычные для жителей столиц места», — писал сайт галереи Врублевской, показывавшей проект в 2007 году. До этого, в 2004-м, «Инфра Петербург» можно было увидеть в Доме Набокова в Санкт-Петербурге. Начав выставляться с «митьками» в 80-х, с тех пор Гребенщиков не раз показывал свои работы на арт-площадках, но открывшаяся в ММСИ экспозиция — первая большая его ретроспектива.

Нагайна. Фотография. 2000

БГ признается, что процесс создания музыки для него всегда мучителен, рисование же происходит «само собой». «Когда у меня есть свободное время, я бегу рисовать картины, так себе они получаются, но я для себя рисую», — говорит он. Художником при этом Гребенщиков себя не считает и говорит, что не умеет рисовать: «Поэтому, когда у меня получается то, что мне хотя бы отдаленно нравится, появляется повод для огромного изумления».

Будучи выставлены на обозрение публики, его работы вызывают разные отзывы, но непохоже, чтобы БГ интересовался заключениями критиков. «Посмотрите внимательно, подумайте и, может быть, поймете, что я хотел сказать», — предлагает БГ в ответ на вопросы вроде «что хотел сказать художник?». «Самое главное в картинах Бориса — уметь их правильно читать», — замечает Виктор Тихомиров. По сути, то же можно сказать о нем как поэте и музыканте. Кстати, в залах звучит музыка, ее БГ написал специально для выставки.

Пленение И.В. Сталина ирландским народным героем Фер-Диадом. Холст, масло, 79Х118. 1989

Бонус — смотрите и слушайте: работа с выставки Бориса Гребенщикова «Пленение И.В. Сталина ирландским народным героем Фер-Диадом», которую он написал в 1989-м, и одноименная композиция, записанная им с «Аквариумом» для фильма Сольвьева «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» в 1990 году.

Отзывы о «Смотрите и слушайте: Борис Гребенщиков»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Лучшие концерты в Москве

29 сентября (сб) | 20:00 | Главclub Green Concert 29 сентября (сб) | 20:00

Одна из лучших групп российской независимой сцены.

12 октября (пт) | 20:00 | Главclub Green Concert 12 октября (пт) | 20:00

Одна из главных поп-артисток Великобритании снова в Москве.

7 октября (вс) | 19:00 | Крокус Сити Холл 7 октября (вс) | 19:00

Всемирно известный скрипач презентует новую программу «Explosive! Live!».

4 октября (чт) | 20:00 | Главclub Green Concert 4 октября (чт) | 20:00

Сольный концерт одного из самых обсуждаемых рэперов 2010-х.

16 октября (вт) | 19:00 | Московская консерватория 16 октября (вт) | 19:00

Известный ирландский пианист исполнит сочинения Шостаковича и Чайковского.

Самые важные гастролеры 2018-го, выступления которых не стоит пропускать.

29 сентября (сб) | 19:00 | Московский концертный зал «Зарядье» 29 сентября (сб) | 19:00

Rolling Stones, Леди Гага, Maroon 5 и другие провокаторы.

Выбор редакции

1 октября (пн) | 20:00 | Adrenaline Stadium 1 октября (пн) | 20:00

Обладатель едва ли не всех мыслимых музыкальных наград представит новый альбом.

26 сентября (ср) | 19:00 | Московский международный дом музыки 26 сентября (ср) | 19:00

Органист Собора Святого Павла в Лондоне с программой произведений Баха и Вьерна.

Выбор редакции

30 сентября (вс) | 19:00 | Концертный зал им. П.И. Чайковского 30 сентября (вс) | 19:00

Одна из ведущих сопрано мира на юбилейном фестивале РНО.

Первый концертный сезон в «Зарядье», юбилейный фестиваль РНО и другие яркие события.