Елена Ревич (скрипка), Полина Осетинская (ф-но) и оркестр «Персимфанс»

Оценка редакции

«Метасимфония» Бетховена в исполнении виртуозов.

В год юбилея Бетховена Елена Ревич, Полина Осетинская и оркестр «Персимфанс» представят «метасимфонию» классика, синтезированную из его оркестровых произведений, инструментальных концертов и отражений бетховенианы в сочинениях современных композиторов.

Каждый композитор создает собственное музыкальное наречие; язык Бетховена — иногда сниженный до крестьянской грубости, а порой исполненный надмирного пафоса — целое столетие после его смерти звучал вызывающе ново, став в результате сверхъязыком классической музыки.

Прибавив к имени Бетховена греческую приставку μετ? («после», «над», «через»), создатели проекта пытаются показать все самое главное, что сказал великий композитор «городу и миру», и то, как воспринимаются его идеи сегодня.

Программа выдержана в духе венских «академий», симфонических собраний Общества любителей гармонии. Сцена Светлановского зала не будет единственным местом, где в этот вечер зазвучит музыка. Во время антракта в фойе Петр Айду и солисты «Персимфанса» исполнят короткое ревю из камерных сочинений композитора и его современников. Произведения будут исполняться на исторических инструментах, в том числе на фортепиано фирмы «Бродвуд»1820 года изготовления — таком же, на котором играл сам Бетховен.

Помимо частей симфоний и инструментальных концертов Бетховена в программу включены пьесы наших современников, отражающие бетховенские мотивы. Сочинение Бретта Дина Testament для 12 альтов обращено к Хайлигенштадскому завещанию — свидетельству отчаяния композитора, находившегося на грани самоубийства из-за потери слуха; Con brio Йорга Видманна — блестящий образец адаптации современных исполнительских приемов и техник сочинения к музыкальному языку Бетховена. На свой лад преломляет венскую классику Ксенакис — классик европейского музыкального авангарда ХХ века. Его «Дихтас» для скрипки и фортепиано посвящён диалектическим проблемам бетховенских текстов.

Куратор программы «МетаБетховен» — Елена Ревич, выдающаяся скрипачка, заслуженная артистка России, обладательница множества российских и зарубежных премий и первая скрипка ансамбля Юрия Башмета «Солисты Москвы»с 1998 по 2005 год, обладательница премии «Триумф». Записи с ее участием неоднократно получали номинации и награды престижных международных премий, самая недавняя из которых — «диск месяца» MusicWeb International (2015). Под художественным руководством Елены Ревич проводится московский фестиваль «Музыка на воде», «наш ответ берлинской Вальдбюне, озерной сцене Брегенца, Арене ди Верона и всяким другим заморским опенэйрам с классической музыкой» (Екатерина Бирюкова, Colta.ru). Концерты этого фестиваля собирали многотысячную аудиторию на Патриарших прудах и были высоко оценены публикой и прессой.

Одно лишь перечисление фактов биографии Полины Осетинской способно занять несколько страниц текста: она заявила о себе как ребенок-вундеркинд, а на текущий момент является одной из самых востребованных пианисток. Ее творчество очень многогранно: Полина известна еще и как писательница, издавшая автобиографический бестселлер «Прощай, грусть!»; она сотрудничала с оркестрами по всему миру; ее записи выходят на самых разных лейблах, в их числе Sony Music, Naxos и Bel Air.

Персимфанс (сокращение от Первый симфонический ансамбль) — оркестр без дирижера, существовавший в Москве с 1922 по 1933 год. Его первое выступление целиком состояло из сочинений Бетховена. Не дав ни одного концерта за пределами Москвы, Персимфанс тем не менее завоевал всемирное признание. Возрождение легендарного коллектива в 2008 году, инициированное Петром Айду, тоже начиналось с Героической симфонии великого композитора. Что не удалось в 20-е, все-таки возможно теперь: Персимфанс выступал во Франции и Норвегии. Артисты нового Персимфанса не только выступают с концертами, но и проводят выставки и лекции, показывают театральные постановки и перформансы, занимаются и научными исследованиями, превращая симфонический ансамбль в комбинат искусств. Выставка «Реконструкция шума» подготовленная Петром Айду и командой Персимфанса совместно с Политехническим музеем, с успехом прошла в Москве, Петербурге, Берлине и Владивостоке, а спектакль «Реконструкция утопии» получил Гран-при Премии Курехина в прошлом году.

На основе пресс-релиза

Отзывы о «Елена Ревич (скрипка), Полина Осетинская (ф-но) и оркестр «Персимфанс»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие концерты / классика