Отзывы о "Язык музыки. Концерты-лекции для молодёжи о самом универсальном языке мира."

Оценка редакции
Анастасия Анастасия 11 июня 2023, 07:00

РАЗГОВОРЫ С... МУЗЫКОЙ

Чтобы научиться кого-то понимать, надо выучить его язык, верно? Вот и с музыкой так же. Чтобы понимать академическую музыку надо выучить ее язык. А преподать нам его берется Московская Филармония. Для этого Филармония запустила целый проект "Язык музыки". Мы посетили его заключительный концерт, посвященный сложному XX веку.

Сложным и переллмным век оказался не только для человечества в целом, но и для академической музыки в частности. Появились новые минималистические направления, в музыку проник авангард, да и много еще всего приключилось с ней. И именно об этом очень интересно, а, главное, понятно, рассказывали ведущие со сцены прекраснейшего зала им.Чайковского. Причем зрители были не просто зрителями, а были полностью вовлечены в процесс: свистели в исторической реставрации, хлопали, выступая в роли музыкантов, старались молчать при исполнении очень необычного произведения "4'33"...

Очень рекомендую посетить концерты данного цикла! Детям тоже можно, и даже нужно. Отлично подойдет лет с 10.

Елизавета Ефремова 7 июня 2023, 12:58

Последняя в сезоне лекция-концерт цикла "Язык музыки" в концертном зале имени Чайковского была невероятно интересна. Собственно и все предыдущие были хороши, но тут XX век! За полтора часа мы стали свидетелями беспрецедентно мощного движения в развитии музыки от 1901 года, до года 2000.
Я всегда считала Скрябина смелым реформатором, и с пятой части его второй симфонии концерт и начался, но то что последовало далее, показало, что скрябинские реформы это цветочки!
"Молоток без мастера" Булеза, "4’ 33’’" Кейджа, "Музыка хлопков" Райха - для меня это были абсолютно новые впечатления, новый опыт. Много слышала о "4’ 33’’" и наконец услышала! Но, на мой взгляд это все-таки эксперименты ради экспериментов, а вот Стравинский, Шостакович, Пярт! Без музыки этих композиторов просто невозможно представить двадцатый век. "Весну священную" Стравинского постоянно слушаю со слезами на глазах, Пярт всегда уносит в космические дали, "Таити-трот" Шостаковича - казалось бы милая безделушка, написанная вроде бы шутки ради, но каждый раз день становится ярче уже от первых ее тактов.
В этот день впервые в цикле "Язык музыки" участвовал настоящий современный классик Владимир Иванович Мартынов - прозвучала его Детская пьеса для фортепиано в четыре руки, да еще она сопровождалась экспромтом - мальчик, вызванный из зала, в такт музыке читал стихи.
В финале концерта прозвучало произведение одного из самых любимых моих современных композиторов Леонида Десятникова: "Колхозная песня о Москве" - переосмысление песни, написанной в 1939 году Фёдором Масловым на текст Виктора Гусева.
Программа концерта была невероятно интересна, но прекрасны были и все исполнители: Московский государственный академический симфонический оркестр, дирижер Джереми Уолкер, Татьяна Иащенко (сопрано), Мария Биорк (вокал), Полина Панина (меццо-сопрано).
Но все-таки главные герои дня это авторы и ведущие цикла: Ярослав Тимофеев и Мария Холкина. Именно им мы обязаны и прекрасно составленной программе, и интереснейшим и остроумным комментариям, да и вообще удовольствием от посещения концертов цикла "Язык музыки".
Цикл продолжится в новом сезоне. Абонементы уже в продаже.

Катерина Мелимук 6 июня 2023, 06:07

"ЯЗЫК МУЗЫКИ. ХХ ВЕК" Это был последний в серии концерт-лекция, посвященный XX веку. Полный зал в КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ ИМ. ЧАЙКОВСКОГО.
Много детей и их молодых родителей. Такой интересный и необычный экскурс в историю музыки и такие любопытные факты.. и все под живое оркестровое звучание. 1 час 30 минут - увлекательного опыта.

Началось все со Скрябина. Я с удивлением узнала, что Александр Николаевич Скрябин считал себя ни много ни мало - Богом, готовился то к вечной жизни, то к апокалипсису и даже написал для него музыкальную композицию. Симфония №2, часть V в до- мажоре.

Еще была любопытная история про Стравинского и его "Весну священную" и скандал в опере, где она (Весна) была освистана. Так вот в рамках исторической реконструкции детям разрешили свистеть.. и они это делали.. )) это было мило.

А еще была моя любимая - "4'33" Джона Кейджа, сочинившего пьесу в 1952 г. Тишина длиной 4 мин. 33 сек., при полном зале и живом оркестре на сцене. Она кстати в трех актах. И дирижер это четко давал понять (трижды). И это было восхитительно как опыт.. Я знала "произведение" и раньше, но в этот раз услышала по-новому!

Был Шостакович, Берг, Булез, Райх, Пярт, Владимир Мартынов (лично сам на сцену вышел) и сел за фортепиано, а под занавес "Колхозная песня о Москве" (песня 1939 г. Фёдора Маслова) в переработке Леонида Десятникова для фильма «Москва» 2000 г.
Звучит необычно и завораживающе.
Огромное спасибо за этот урок по языкам музыки Ярославу Тимофееву и Марии Холкиной - живой, вовлекающий конферанс.

Алиса Алиса 5 июня 2023, 01:13

Сегодня мы впервые побывали в Концертном зеле им. Чайковского открытого в 1940 г. Здание это изначально строил для своего театра Всеволод Мейерхольд, но его театр закрыли, а здание передали Московской филармонии. Огромный зал на 1505 мест, сцена-трансформер, мраморные полы и даже фонтан в фойе! И, не смотря на такое большое количество мест, на нашем концерте практически все места были заняты!

Московска филармония с 1901 г. каждый сезон предлагает своим постоянным зрителям музыкальные абонементы объединенные определенной темой. Мы попали на Абонемент №30Б: «Язык музыки» III цикл. В этом абонементе три концерта (цикла) посвященные различным звуковым мирам созданным в 18, 19 и 20 веке.

Концерты-лекции о самом универсальном языке мира предлагают зрителям авторы и ведущие Ярослав Тимофеев и Мария Холкина. Вместе с Московским государственным академическим симфоническим оркестром мы познакомились с музыкой ХХ века - совершили большое и сложное путешествие от начала и до конца (ведь ХХ век - это тяжёлый век, и за 100 лет в одной только музыке произошло больше изменений чем за 300 предыдущих).

Первой композицией стал Александр Скрябин 1901 г.: "Симфония N2" V часть. Как известно, Скрябин мечтал об апокалипсисе, который по его мнению является не только концом, но и началом новой жизни. "Апокалипсиса не произошло, - пошутил ведущий. - Зато в 1908 г. упал Тунгусский метеорит" 😄.

Всего было десять композиций, среди которых больше всего запомнилась "4'33" Джона Кейджа, сочинившего в 1952 г. пьесу тишины на 4 мин. 33 сек. 😶

Закончился концерт 2000 г. и "Колхозной песней о Москве" Леонида Десятникова. Это переосмысленная им песня 1939 г. Фёдора Маслова на текст Виктора Гусева в стиле постиронии — дважды переворачивающей смысл сказанного и сообщающей новую прямоту.

Ирина 29 мая 2019, 03:34

Замечательный вечер провели со старшим сыном в филармонии 22 мая. Концерт-лекция абонемента "Язык музыки" был посвящен вокалу. Увлекательная теоретическая часть чередовалась с концертными выступлениями.
Данный абонемент 12+, но в зале было много младших школьников. Слушали с интересом, не шумели. На мой взгляд, "Язык музыки" 6+.
Замечательные ведущие и авторы абонемента "Язык музыки" - Ярослав Тимофеев (музыковед, музыкальный критик) и
Мария Холкина (медиаменеджер Московской филармонии, создатель блога Muzium).
Молодые, увлеченно рассказывают о музыке понятным языком, с хорошим юмором.
Поскольку я далека от оперы, интересно было узнать сюжет опер "Турандот" Пуччини, "Волшебная флейта" Моцарта, "Травиата" Верди и услышать шикарное исполнение
Надежды Гулицкой (сопрано) и Александра Мурашова (тенор).
Также на сцене выступали Академический симфонический оркестр Московской филармонии и камерный хор Московской консерватории.
Не могу не отметить обаятельного дирижёра Алексея Рубина.
Хорошее взаимодействие с залом. Несколько раз нас просили подпевать, даже текст-подсказку вывели на экран. Очень понравилась как использовали экран на сцене. Картинка часто менялась, показывали зрителей (в зале работало несколько камер), оркестр и хор. Информацию о вокале также периодически выводили на экран.
"Язык музыки" отличный абонемент, рекомендую!

Надежда 29 мая 2019, 02:53

Из чего состоит язык музыки? На этот вопрос попробовали найти ответ в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Встреча проходила в формате концерт-лекция и проводилась третий раз, первая программа была посвящена оркестру, вторая — клавишам, а третья рассказывала про голос. Я была на второй лекции, она мне очень понравилась, поэтому на заключительный концерт пришла с большим интересом.

Авторы и ведущие Ярослав Тимофеев (музыковед, музыкальный критик) и Мария Холкина (медиаменеджер Московской филармонии) рассказывали о зарождении вокала из смеха и плача первобытного общества, дальнейшем его развитии в храмах и в фольклоре. Как и в предудыщих программах факты из истории подкреплялись музыкальными композициями, так зрители услышали церковное пение и народную песню.

Мне понравился «Вокализ» С. Рахманинова в исполнении Надежды Гулицкой, произведение не содержит слов, поётся на одном гласном звуке, но выглядит это словно душевный монолог. Шквал аплодисментов сорвал Александр Мурашов, спевший ариозо Калифа из оперы «Турандотт» Джакомо Пуччини, проникновенно и чувственно.

Авторы всегда приглашают на лекцию интересных гостей, например в этот раз фониатор рассказывала о физиологии голоса, как он появляется, что при этом происходит с голосовыми связками человека показывали на большом экране, было понятно и наглядно. Камерный хор Московской консерватории исполнял композиции Валерия Гаврилина и Карла Орфа, но всегда казалось что это не люди поют, а какая-то неземная музыка, то ангелы, то гром с небес. На концертах цикла слушатели всегда принимают активное участие, в этот раз Алексей Рубин, дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии, предложил всем спеть заглавные строки из кантаты Carmina Burana, на экране появился текст, дирижёр взмахнул палочкой и... представляете какая мощь прозвучала в стенах концертного зала? Юным зрителям повезло ещё больше, ведущие пригласили их на сцену и провели интерактив.

Вообще концерт-лекция заявлен для подростков, чтобы привлечь к классической музыке «поколение «Вконтакте»», но увлекательно посушать взрослым и детям от 6 лет. Информация подаётся легко, с юмором, только немного грустно, что цикл уже закончился. Теперь жду новый сезон, чтобы встретиться с уже полюбившимися ведущими и продолжить разбираться в языке музыки.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие концерты / классика