«Лондонская школа». Цикл дискуссий к выставке

Оценка редакции
Бесплатно

ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с проектом scienceme.ru запускает цикл дискуссий со специалистами из различных областей – искусство, наука, философия, культура – чтобы поговорить о фундаментальных аспектах творчества художников Лондонской школы. Работы этих художников не раз становились объектом глубокого анализа, поскольку концентрируют в себе проявления как личного трагического опыта, так и коллективных потрясений. Дискуссии затронут широкий контекст – от обсуждения переживаний военной трагедии до связи с философскими и научными концепциями современников – чтобы обнаружить смыслы, которые дали импульс для создания этих одновременно завлекающих и ужасающих картин художников Лондонской школы.

Лондонская школа и старые мастера

22 марта (пятница) в 18:00

Лондонская школа – неоднозначное явление в художественном мире: с одной стороны, ее представители – это реформаторы, находившиеся в поисках новых выразительных принципов, а с другой – художники, обратившиеся к реализму. Вопреки доминированию после Второй мировой войны различных течений абстракционизма, лондонцы создали абсолютно человеческий мир – телесный и чувственный. Эта программа единит их со старыми мастерами искусства. Они называли себя учениками художников-классиков: Люсьен Фрейд считал Северное Возрождение важнейшим периодом в истории искусства, а себя называл преемником Альбрехта Дюрера – отца жанра автопортрета, в то же самое время Франк Ауэрбах говорил о влиянии на свое творчество почти всех старых мастеров. В рамках дискуссии будут обсуждаться как общие тенденции в двух традициях, так и те точки, в которых современные художники отошли от классики.

Лондонская школа: фигуративное искусство как новая абстракция

29 марта (пятница) в 18:00

В первой половине двадцатого века искусство по преимуществу отказывается от репрезентативности. Художественный мир наполняется «теорией», происходит уход от пространственной ясности и историчности: искусство стремится отразить идею об искусстве. Но кризисы, с которыми сталкивается человечество, вызывают острую необходимость вернуться к жизни – обратиться к реальности. Художники Лондонской школы осуществили этот поворот, однако, хотя их искусство фигуративно, оно далеко от реалистической традиции. Они стремились передать непосредственное переживание жизни. Для этого они нередко прибегали к технике импасто, нанесению на полотно густого слоя краски, что должно было способствовать слитности пространства картины с действительным миром, усилению материальных аспектов живописи. В то же время такой подход подразумевал высокий уровень абстрагирования, поскольку художник не преследовал цель имитировать на полотне реальность видимого мира, но, напротив, – стремился усилить «чувство реальности». 

Участники:

Илона Лебедева - кандидат искусствоведения, научный сотрудник Отдела современного западного искусства Государственного института искусствознания, член Ассоциации искусствоведов и Ассоциации менеджеров культуры.

Сергей Дзикевич – кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Кирилл Светляков - кандидат искусствоведения, лауреат премии имени Сергея Курёхина, входит в список самых влиятельных людей в российском искусстве по версии изданий «Артхроника», «Артгид», «Artnewspaper Russia». 

Виктория Васильева – кандидат философских наук, доцент факультета гуманитарных наук, Школы Культурологии НИУ ВШЭ, специалист по медиа, массовой культуре и аудиовизуальным методам в науках о культуре.

Лондонская школа: кризис зла

5 апреля (пятница) в 18:00

Традиционно осмыслением добра и зла занималась этика, представления об этих категориях менялись в разные времена. Так или иначе, этические представления касались очень отвлеченных понятий, таких как долг, принцип, воля, иногда через этические законы осмыслялось мироздание. Этика всегда обращалась к человеку как к существу, способному поступать сообразно идеалистичным принципам. Двадцатый век заставил человека столкнуться с тем, что все сформированные этические и религиозные представления о добре и зле больше не работают. В истории нацистского террора важную роль играла телесность: в концентрационных лагерях производилось множество медицинских экспериментов, частью которых было испытание человеческой плоти – тело оказалось политическим полем, на котором насилие достигло предельного градуса. Расследование медицинских экспериментов нацистов в рамках Нюрнбергского процесса породило новое, более прикладное представление об этике: появилась медицинская этика и биоэтика. В рамках дискуссии будет проведена попытка осмыслить творчество художников Лондонской школы сквозь призму этических проблем XX века.

Участники:

Борис Кашников – доктор философский наук, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Данила Булатов – куратор, научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, историк искусства.

Олег Аронсон – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, старший научный сотрудник института «Русская антропологическая школа», а также Российского института культурологии, искусствовед.

Александра Московская – кандидат философских наук, научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН.

«Смерть бога» и христианские образы

12 апреля (пятница) в 18:00

Одной из традиционных проблем, относящихся к религии, является трудность объяснения зла в мире, управляемом благим богом, – то есть проблема теодицеи. Идея Ницше о «смерти бога», с которой человечество вошло в XX век, заключает в себе мысль о том, что умирают старые моральные принципы, источником которых является некое высшее существо, бог. Со смертью бога человек утверждает действительность – говорит «да» жизни. Вместе с этим бытие теряет ту надежность, которую дает присутствие бога, и события, происходившие при жизни художников Лондонской школы, – войны, революции, научные открытия, экономические кризисы – демонстрируют всю хрупкость благополучия и рациональности жизни. В искусстве после Второй мировой войны часто встречаются образы, заимствованные из христианской иконографии, однако они практически неизбежно приобретают секулярный, даже нигилистический характер. Дискуссия раскроет возможности рассмотрения творчества художников Лондонской школы в контексте «обезбожения» мира и нового взгляда на христианские доктрины.

Участники:

Лидия Чаковская – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания и кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, искусствовед.

Алексей Расторгуев – кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специализируется на искусстве поздней античности, искусстве западноевропейского средневековья, византийской и поствизантийской иконе, истории христианской иконографии, искусстве Северного Возрождения, искусстве XX века. 

Юлия Синеокая – доктор философских наук, профессор РАН, заведующая сектором истории западной философии Института философии РАН, специалист по истории европейской и русской философии второй половины XIX–ХХ вв.

Анна Пожидаева – кандидат искусствоведения, доцент Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, специалист в области средневекового западноевропейского искусства, христианской иконографии и рецепции мифологических сюжетов в мировом искусстве. 

Тело без органов: философия и послевоенное искусство

19 апреля (пятница) в 18:00

«Тело без органов» – философская концепция, введенная Антоненом Арто и подробно разработанная Жилем Делезом, ставшая ключевой для развития последующих тенденций в живописи, танце, театре и кино. Суть ее заключается в том, что тело без органов есть противопоставление организованному телу, это «плоть и нервы». Исследуя творчество Бэкона, Делез пишет об изображении художником «интенсивного факта тела». Этот принцип оказался чрезвычайно важным для художников Лондонской школы, которые столкнулись с реальностью послевоенной Европы, где действительность ощущалась во всей гамме физических впечатлений, действительность, которая не была скрыта за благоустроенными ландшафтами городов, наполненными едой столами в домах и дорогой одеждой – чистое бытие, непосредственно открывшееся художнику. «Тело без органов» в качестве принципа мышления и видения является поэтому наиболее подходящим для передачи этой напряженности, и живопись представителей Лондонской школы пытается задействовать работу нервных окончаний, через которую жизнь освобождается от «организации» и приходит к утверждению своей подлинности.

Участники:

Светлана Полякова – кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии теории познания философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, онтолог, специалист по современному искусству и теософии.

Хаим Сокол – художник, скульптор, арт-обозреватель, автор инсталляций, перформансов, текстов.

Анна Ямпольская – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ, специалист по французской и немецкой феноменологии.

Лондонская школа и поэзия. Искусство после Освенцима 

18 мая (суббота) в 20:00

Фраза немецкого философа Теодора Адорно: «После Освенцима любое слово, в котором слышатся возвышенные ноты, лишается права на существование» стала приговором для всего искусства, которое должно было быть созданным после Холокоста. Все слова, взывающие к высокому, оказываются смешными, поскольку когда-то они привели к Освенциму. Когда такое возвышенное мышление соединяется с реальным опытом, уже ничего не стоит истребить целые народы во имя «высокой идеи». Поэзия и живопись – жанры, которые чаще всех остальных взывают к смыслам, находящимся выше человеческой материальной реальности. Но насколько они возможны в период, когда такое мировоззрение еще «пахнет падалью»? «Лондонская школа» является продуктом этого мироощущения, где находят источник новые силы для создания искусства, но еще жива травматическая память о том, что сама идея искусства способна сгубить человека. В рамках разговора о послевоенной живописи и поэзии станет возможным понять, как искусство выходило из кризиса, стоящего кровавым пятном на истории человечества.

Участники:

Юрий Сапрыкин – журналист, культуролог, радиоведущий, руководитель проекта «Полка».

Ксения Голубович – кандидат филологических наук, председатель жюри литературной премии имени А. Пятигорского, писатель, переводчик, литературный критик.

Александра Володина – преподаватель программы «Современное искусство» в НИУ ВШЭ, научный сотрудник сектора эстетики Института Философии РАН, культуролог.

Лондонская школа: экзистенциальный ужас и переживание войны

19 мая (воскресенье) в 20:00

Экзистенциальное переживание ужаса – один из источников художественного языка мастеров Лондонской школы. Война – это событие, которое можно описать как бесконечное ощущение смерти. Люди, погруженные в такое состояние, способны обнаруживать преломления жизни, которые невозможно заметить в мирное время – они, возможно, начинают по-настоящему жить. Несмотря на то, что война деморализует человека, она является «пограничной ситуацией» (это термин из философии экзистенциализма, обозначающий момент, в который человек ухватывает свое подлинное бытие – экзистенцию). Искусство Лондонской школы пропитано этим потрясением от открывшейся алогичности и неупорядоченности мира. Приемы, которые используют художники, позволяют делать ощутимым страх человека, вызванный чувством слитности с этим миром и одновременно ужасом пребывания в нем. В связи с этим большинство из них обращается к изображению плоти – самой первичной зоны человеческого опыта, в которой он утверждает себя. Жан-Поль Сартр писал: «Мое тело из плоти, плоть живет, плоть копошится, она тихо вращает соки, кремы, эта плоть вращает, вращает мягкую сладкую влагу моей плоти, кровь моей руки, сладкая боль в моей раненой плоти, которую вращают, она идет, я иду, я спасаюсь бегством, я негодяй с израненной плотью, израненный существованием об эти стены». Плоть становится точкой сборки, где страх, ужас и война переплетаются в единство собственного переживания.

Участники:

Глеб Непреенко – искусствовед, психоаналитик лакановской ориентации, теоретик искусства.

Валентин Дьяконов – кандидат культурологии, искусствовед, арт-критик.

Алина Стрельцова – кандидат искусствоведения, преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель главного редактора журнала «Искусство», журналист.

Отзывы о ««Лондонская школа». Цикл дискуссий к выставке»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Фотографии к городскому событию ««Лондонская школа». Цикл дискуссий к выставке»

Другие городские события / курсы