Цикл лекций «Искусство & табу»

Оценка редакции
Бесплатно

Лекция в рамках сезона «Табу, запреты и сакральное»

6 ноября: «Табу: сексуальность, репрезентация, эмансипация, новое тело и отчуждение»

Что есть табу в современности? Что есть тело в настигающем отсутствии границ? Как изменялась позиция тела в эпоху технологической отчужденности? На лекции мы познакомимся с художниками, которые исследуют взаимоотношения тела и социума, нестабильности и позиции во взаимоотношениях виртуальной реальности и реальной телесности. Проследим, как технологии изменили эстетические представления об окружающем ландшафте и репрезентацию «я» в этом ландшафте, стирая понятие «нормы». Как тело пытается осмыслить себя, преодолеть себя и, наконец, вернуться к себе.

Лектор — Софа Скидан, художница, выпускницы и преподаватель московской Школы мультимедиа и фотографии им. Родченко.

12 ноября: «Искусство после «конца искусства»

В выступлении рассматривается ситуация, сложившаяся в современном искусстве во второй половине ХХ века. Этот период диагностируется как смерть (или конец) искусства, под чем следует понимать завершение большой истории искусства, которое устремлено к прогрессу. Что же остается? Множество художественных практик, неподводимых под общее понятие. Это значит, что в искусстве, как и в науке, обнаруживается ограниченность старой модели мира, а именно таких незыблемых ориентиров, как трансценденция, сущность и самое красота.

Лектор — Елена Петровская, Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора эстетики Института философии РАН, доцент Института Русской антропологической школы, Лауреат премии Андрея Белого, главный редактор журнала «Синий диван».

19 ноября: «Московский акционизм. Вызов и провокация»

На лекции поговорим о московском акционизме, как о художественной практике, сложившейся в конце 80-х – начале 90-х годов, в ответ на радикальные действия венского акционизма. Именно в этот период политического и экономического распада СССР альтернативное московское художественное сообщество, почувствовав свою относительную свободу, выходит в открытое (уличное) пространство, взаимодействуя со зрителем. Художники-акционисты отрицали любые эстетические нормы, все акции носили провокативный и эпатирующий характер.

Анатолий Осмоловский, один из основоположников московского акционизма, проанализирует, как акциии перформансы конца 20 века влияли на публику на примере своих собственных работ и работ своих коллег. Также поговорим о реакции медиа и власти на новый для России способ художественного высказывания. Рассмотрим, к каким темам чаще всего обращались художники и какое влияние они оказали на современные акции.

Лектор — Анатолий Осмоловский, один из ведущих российских художников нового поколения, основатель целого ряда творческих групп и институциональных инициатив — «Движения ЭТИ», группы «Революционный носитель» и «Революционно-конкурирующей программы «Нецезиудик» и др. Участник многочисленных персональных и коллективных выставок, в том числе павильона «Аперто» на Венецианской биеннале 1993 года. Неоднократно выступал как куратор выставок молодых художников. Автор многочисленных теоретических текстов и манифестов.

26 ноября: «Убийство священного оленя: безголовый театр Ромео Кастеллуччи»

Искусству Ромео Кастеллуччи, одному из самых ярких и плодовитых современных театральных режиссеров, присущи родовые черты так называемого постдраматического театра – выход за пределы языка и смысла, преодоление повествовательности, подражательности и психологизма, телесность и опыт присутствия, переход границ и нарушение табу. Мы попробуем подобраться к театру Кастеллуччи с трех сторон: со стороны греческой трагедии; со стороны психоанализа; и, наконец, со стороны философии. «Нет ничего более пронзительного, глубокого, черного и жестокого», – говорит о греческой трагедии Ромео Кастеллуччи: в самом центре ее – катастрофа, убийство, жертвоприношение. Греческая трагедия о царе Эдипе лежит в основе изобретенного Фрейдом психоанализа. Практика психоанализа и практика театра Кастеллуччи во многом совпадают. Опираясь на клиническую теорию знаменитого французского психоаналитика Жака Лакана, итальянский режиссер предлагает зрителю на собственном опыте узнать, в чем отличие реальности – от Реального. Философию будет на сей раз представлять Жорж Батай, французский писатель и философ, современник Лакана, автор теоретических и художественных текстов о «сакральной эротике», жертве, трансгрессии и «трате», основатель загадочного тайного общества «Акефал», что в переводе с греческого значит – «безголовый».

Лектор — Анастасия Архипова, исследователь театра, филолог, психолог, научный редактор по психологии в Издательском доме Высшей школы экономики.

Отзывы о «Цикл лекций «Искусство & табу»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие городские события / курсы