Мы привыкли относить к культурному досугу фильмы, спектакли, концерты и выставки, но ни на одной выставке и ни на одном спектакле мы не проводим сегодня столько же времени, сколько в социальных сетях. Например, Facebook создавался как развлекательная площадка для дружеского, почти соседского общения, но в России его судьба сложилась несколько иначе — он стал платформой для серьезных дискуссий. Однако в последние годы его восприятие меняется и у нас. В данном материале мы пытаемся понять, в чем причины и какие есть альтернативы.

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБРАЛИ FACEBOOK?

За «Одноклассниками» прочно закрепилась слава социальной сети «для тех, кому за 60 и желательно из регионов». Принято считать, что основной контент там — «вызывающие тошноту и переливающиеся блестками поздравительные открытки по любому поводу». Твиттер занял узкую нишу быстрых новостей. Поэтому единственной альтернативой сети Facebook в России является скопированная с нее сеть «Вконтакте». При этом многие называют «Вконтакте» — «ФСБуком», обращая внимание не только на текущую политику социальной сети «сдавать» своих пользователей российским властям по поводу и без и помогать «сажать их за лайки и репосты», но и на тот факт, что после ухода Павла Дурова в 2014 году директором Вконтакте стал Борис Добродеев, сын руководителя ВГТРК. В то время было популярно мнение, что сидеть во «Вконтакте» — такой же «зашквар», как смотреть телеканал «Россия-1».

Другое дело Facebook — всемирная социальная сеть, где многие мировые знаменитости постят новости и порождают интересные дискуссии. Ты мог оказаться на расстоянии вытянутой руки от своего кумира. Первоначально было только одно условия — хоть немного знать английский язык. В последние годы появилась функция автоматического перевода. Поэтому любые новости — от информации о новом «Джеймсе Бонде» до заявлений мировых политиков и музыкальных групп — в Facebook можно узнать быстрее, и главное — из первых рук.

Еще одно качественное отличие Facebook от «Вконтакте» — отсутствие пиратского контента (музыки, фильмов) и порнографии. Попробуйте завтра изъять из ВК бесплатные пиратские фильмы, музыку и порно, и вы увидите, что от социальной сети останутся крохи. Поскольку Facebook существует в условиях американского законодательства, где жесткая позиция в отношении пиратства, он создавался в условиях, подталкивающих людей самостоятельно генерировать авторский контент и потреблять контент друг друга. Именно по это причине основой поведения в Facebook стали дискуссии, опросы, споры и репосты как проявление солидарности. Учитывая цензуру на федеральных каналах и в ряде ведущих СМИ, Facebook быстро стал одним из главных мест, где можно найти единомышленников и с разных точек зрения взглянуть на происходящее вокруг, но, к сожалению, эта система дала сбой и начинает меняться. Все больше людей признаются, что перестают воспринимать Facebook как нечто серьезное, устают от него и теряют к нему интерес. Остается только понять, почему это происходит.

МЫ УСТАЕМ БЫТЬ ПЕРСОНАЖАМИ

Принимая правила Facebook, что нам необходимо самостоятельно создавать контент, мы начали воспринимать свою страницу как некое идеализированное представление себя с выгодной стороны. Мы стали действовать как персонажи, отыгрывать ту роль, которую поощряют лайками другие люди. У такой ситуации есть позитивные стороны. Например, социум начинает корректировать девиантное поведение отдельных пользователей. Но есть и погрешности: персонажи не живут скучной жизнью, они обязаны действовать. Персонаж не ходит в туалет, за дошираком в магазин, не тупит часами на сайте анекдотов. Если кто-то об этом и пишет, то делает это нарочито интересно. Facebook привел к тому, что многие из нас стремятся жить «интересно» постоянно, а от такой жизни устаешь. Скучать, грустить и на время ограничивать социальные контакты — полезные для человека качества, а «правила игры в персонажей» порой вовсе воспринимаются не иначе, чем «ярмарка тщеславия».

НАС РАЗОЧАРОВЫВАЕТ СЕГРЕГАЦИЯ

Казалось бы, в основе Facebook лежит уважение к мнению любого человека — нельзя ставить дислайки, можно только поощрять и проявлять солидарность репостами. Социальная сеть запрещает использование псевдонимов и провоцирует дружеское общение живых людей на расстоянии. В идеале картина выглядела перспективно — люди, этаж которых социальный лифт проехал мимо (из самых отдаленных регионов или с не самым признанным образованием), получили возможность реализовать свои таланты. Проблемы вскрылись на практике. По сути Facebook стал лишь еще одной трибуной для уже образованных, добившихся и тех, кому есть, что сказать. В то время, как недореализованному большинству отвелась роль созерцателей, подписчиков и активно лайкающих друзей.

Эту проблему должна была решить механика сообществ, но вновь все пошло не по плану. Люди начали объединяться по ценностям, замыкаться в «информационном пузыре», обживать новую зону комфорта и редко выходить вовне. Так, социальная сеть, целью которой было построение новых социальных связей и провоцирование неожиданных социальных контактов стала причиной обособленности, отчужденности и конфликтов. Вспомните, как в Facebook выглядело любое обсуждение присоединения Крыма, и вы поймете, почему мы все реже ждем от Facebook какой-то содержательной и эффективной дискуссии. 

МЫ БОИМСЯ ЗАВИСИМОСТИ

Сколько раз в день вы пролистываете ленту Facebook с отсутствующим взглядом? Порой мы даже не отдаем себя отчет, зачем это делаем и что рассчитываем получить. Стоит пообещать себе какое-то время не открывать приложение, как ты вдруг находишь себя вновь листающим ленту и не можешь вспомнить, как именно ты ее открыл. Это пугает. И даже не столько симптомы «ломки», которая есть далеко не у всех, сколько потенциальная возможность «подсесть».

Люди, которые активно генерируют контент в Facebook, ловят себя на другой зависимости — зависимости от поощрения. Даже если публично выражается презрение к лайкам, подсознательно каждый «лидер мнения» в фейсбуке стремится, чтобы его мнение «взволновало» как можно большее число людей. Все это наложилось на страх перестать быть интересным, что в последние годы все чаще становится причиной психологических проблем. Громкие истории «суицида из-за лайков» даже подтолкнули (как минимум по официальной версии) Facebook от системы лайков избавиться, чтобы провоцировать пользователей создавать не столько популярный, сколько уникальный контент.

НАС УТОМЛЯЕТ «ДИВАННАЯ АНАЛИТИКА»

Ситуация, в которой каждый человек имеет не только право на свое мнение, но и возможность его высказать, до появления социальных сетей звучала как утопия. Сегодня это стало возможным, и все было бы хорошо, если бы сети типа Facebook не нивелировали серьезную работу больших медиа. В частности, Facebook выступает адептом простого общения простых людей. К сожалению, ровно на тех же условиях он начал сотрудничать с профессиональными производителями медиаконтента и крупными изданиями. Сложилась ситуация, когда редактор находит тему, дает задание автору, автор неделю ее прорабатывает, пишет материал, редактор его правит, бильд-редактор подбирает иллюстрации, все это оформляется в статью… а итог многодневной работы соседствует в ленте с фотографиями детей, котиков, мемасиков, шуток, и контента, «сварганенного» за 5 минут в перегоне метро. Нельзя говорить, что нас перестала интересовать вдумчивая и профессиональная аналитика. Скорее, нас поставили в условия, где такая аналитика ценится не больше, чем фотография котика. И, возможно, на этот раз к лучшему, что нас начинают утомлять посты от людей, которые имеют мнение обо всем и не стесняются его высказывать. Это может подтолкнуть нас чаще выбирать профильные издания или хотя бы профильных «лидеров мнений».

НАМ НАДОЕДАЕТ МАНИПУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЯМИ

Социальные сети начали активно использоваться как инструмент манипуляции человеческими эмоциями. Слезливые посты объявляют сборы денег на лечение умирающих — не через фонды, а на личные карточки непроверенных людей. Чаще стала встречаться спекуляция отдельных людей на горячих темах в погоне за лайками. В принципе, когда мы получаем возможность высказывать свое мнение обо всем, без необходимости право на высказывание заслужить, мы выступаем эмоционально и обращаемся к эмоциональному опыту, а избыток эмоционального порождает дефицит рационального.

С другой стороны, в последние годы атмосферу в Facebook отравляют так называемые «фабрики ботов». Люди, удерживающие в своих руках власть, небыстро, но все же поняли, что Facebook помогает людям понимать реальную расстановку сил (а не 146%, транслируемые с федеральных каналов) и объединяться. Теперь, стоит вам написать сколько-нибудь резонансный пост, как в комментарии к нему набегут боты, либо вас осуждающие, либо вас поддерживающие — в зависимости от того, насколько ваша точка зрения удобна или неудобна действующей власти. Для российского сегмента Facebook, который начинался как платформа для дискуссии, это убило саму суть серьезного к нему отношения. Спорить с ботами глупо. Их даже устаешь просто блокировать. И вот ты уже публикуешь резонансное мнение  в пустоту, а работу с комментариями и противоположными мнениями оставляешь в прошлом.

НАС БЕСЯТ АЛГОРИТМЫ

Быстро Facebook понял, что мы добавляемся в друзья не только к лично знакомым, но и к тем людям, которых интересно читать и которые подбрасывают интересную пищу для размышлений. Социальная сеть пыталась с этим бороться, но сдалась и ввела кнопку «подписаться». Это породило другую проблему: Facebook понимает, что вы не будете им пользоваться, если в ленте будет последовательный набор всех постов со всех страниц ваших друзей, сообществ и «лидеров мнений». Так возникли алгоритмы, которые решают, что вам показывать, а что нет. Редко останавливаете взгляд на постах отдельного человека или сообщества? Через какое-то время вы вообще перестанете видеть его публикации в ленте. Много комментируете кого-то и пишете ему личные сообщения? Будете видеть почти все его посты, даже если они вам неинтересны. Кажется, что придумано все очень удобно. Но может смущать, что искусственный интеллект решает, на что нам тратить наше внимание

Тем временем, сами алгоритмы усложняются. Уже недостаточно просто задерживаться на интересном посте и лайкнуть его, нужно проявить большую активность. Это приводит к ситуации, когда ты вынужден ставить лайки, писать комментарии даже проходной публикации от любопытного автора, чтобы его публикации продолжали возникать в ленте. Facebook старался придумывать разные подборки избранного, но и они, к сожалению, перестали работать. В итоге, инструмент, который был придуман, чтобы люди не уходили из Facebook, стал одной из причин, по которой общение и пребывание в социальной сети перестает приносить удовлетворение.

С НАС ХВАТИТ ФЛЕШМОБОВ

Каждый раз, с очередным инфоповодом, мы удивляемся тому, что многие дружно меняют аватарки, постят свечки в траурные дни, массово рассылают поздравительные открытки в праздники (по примеру «одноклассников») или обливаются ведрами ледяной воды. Социальные сети созданы в том числе для того, чтобы реализовывать потребность всех людей «быть не похожими на других». А, как известно, желание быть уникальным — единственное, в чем все люди похожи. Поэтому, когда мы высказываем свое мнение — это интересно, а когда начинаем массовые рассылки, без комментариев, без обращений, без личного отношения — это убивает суть общения в сети. Конечно, есть полезные флешмобы (как, например, рассказы личных историй о насилии, чтобы предостеречь других и перестать носить травму в себе), но все другие, вроде «отправь это сообщение пяти друзьям» и «данным постом я запрещаю Facebook использовать мои данные, хоть и дал на это согласие, зарегистрировавшись и продолжая им пользоваться» — обесценивают хорошее и просто засоряют ленты. Как засоряют их, например, анекдоты, тесты «узнай какой ты элемент в таблице Менделеева» и мемы из пабликов Вконтакте. Многим просто не хочется ковыряться в мусоре в поиске ценного, и это одна из ключевых причин, почему Facebook перестает восприниматься как пространство для серьезного общения.

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

Считается, что у каждого поколения должна быть модной своя социальная сеть. Какое-то время казалось, что на смену страницам в Facebook придут telegram-каналы, но не случилось. Читать чужие потоки сознания без возможности обратной связи, какой-либо дискуссии — забава не для всех. К тому же, чтение различных каналов имеет еще одно очень неперспективное свойство: на выходе ты просто понимаешь, что потратил уйму времени без ощутимого эффекта. Безусловно, telegram занял свою узкую нишу, но на сегодня ситуация такова, что альтернативы Facebook нет, и вряд ли она в ближайшие годы появится — зачем регистрироваться и формировать коммьюнити в новой социальной сети, если уже есть готовая, и не локальная, а всемирная, позволяющая тебе выглянуть за пределы границ. Удаление аккаунта — также сомнительное решение, поскольку станет просто сложнее следить за новостями и информационными поводами с разных точек зрения.

Поэтому альтернатива сегодня состоит лишь в том, как эффективно Facebook использовать. Сегодня это как телефон — вы можете звонить всем подряд и слушать разный бессвязный бред, а можете аккуратно подходить к тому, с кем будете общаться и на кого будете тратить свое внимание. Facebook часто гордится тем, что это бесплатная социальная сеть, которая существует на деньги от продажи рекламы. На самом деле, она продает не рекламу, а наше внимание. Поэтому и нам бережное обращение со своим вниманием не повредит. Пожалуй, в выигрыше оказываются те, кто используют Facebook для работы, — нахождения нужных контактов и вступление в профессиональные сообщества.

Если же ваша лента в Facebook все больше вас угнетает, чем мотивирует, придется с ней поработать. Хочется видеть чьи-то посты чаще? Реагируйте на них активнее. При этом полезно не слишком жестко ограничивать свою ленту — вам может стать скучно, когда все согласны со всеми. Сегодня поисковики и социальные сети важнейшим словом признают «серендипность». Если сильно упростить, это ситуация, когда вы искали что-то одно, а нашли нечто, сильно превосходящее ваши ожидания. Facebook будет приносить вам пользу, если вы соберете комфортную ленту, решающую ваши задачи, сохранив при этом возможность внезапно наткнуться на что-то, резко выходящее за пределы ваших представлений. Да, для этого придется пойти на риск и тратить внимание на то, с чем не очень захочется солидаризироваться, но, похоже, другого решения в ближайшее время не предвидится.