Редактор «Вашего досуга» Дмитрий Елагин прямо сейчас находится на Каннском фестивале и делится своими краткими заметками о фильмах, которые стоит запомнить, дождаться онлайн или в прокате. В этот раз речь пойдет о картине режиссера Алексея Германа младшего из программы «Особый взгляд».

27 лет назад в Германии отменили 175-ый параграф в Уголовном Кодексе, который приговаривал мужчин за гомосексуальные связи к 6 месяцам тюрьмы. Ганс (Франц Роговский) прямиком из концлагеря попал в тюрьму по «гей-статье», и снова возвращался в заключение по тому же «преступлению».

У немецких режиссеров особые отношения с тюрьмой, ей посвящено много фильмов новой немецкой волны, главный из которых — «Свинцовые времена» (1981) Маргареты фон Тротты. Новая немецкая волна ударила политическим кино в ответ на убийство в заключении террористов группировки РАФ — по официальным данным они совершили суицид. Молодые режиссеры боролись против фашистских практик, часть которых осталась в тюрьмах (например, штрафная камера без света). Поэтому картина Себастьяна Майзе прямо говорит, что подобные 175-ому параграфу законы — это фашизм, преступление против человека.

«Великая свобода» была бы агитационным фильмом, если бы не рассуждения об институциональной свободе. Даже в тюрьме Ганс влюбляется, через Библию (чьи страницы также использует для самокруток) передает дорогим людям сообщения и придумывает, как можно встретиться в ночи вдвоем. «Любовь — это свобода без условий и условностей» — эту банальную мысль режиссер обрамляет идеей, высказанной в псевдодокументальном фильме «Извращен не гомосексуал, а общество в котором он живет» (1971). Нельзя встроиться в общество, которое тебя не принимает — оно больное, оно породило подобные законы и изменило их. «Великая свобода» — о личной свободе, которая не должна начинаться после буквы закона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: