Никто бы не назвал это огромным скачком по эволюционной лестнице, но анимационное продолжение «Семейки Крудс», которое выходит в российский прокат с 24 декабря 2020 года, значительно смешнее, чем его предшественник 2013 года. В новом фильме рассказывается все о той же, многим полюбившейся, семье пещерных людей, чьим патриархом был глуповатый, но великодушный Груг (Николас Кейдж). Напомним, что в предыдущей истории семейка покинула безопасную каменную нишу, которую называла своим домом, благодаря творческому подходу постороннего по имени Малой (Райан Рейнольдс), который придерживался более новаторских способов мышления.

«Семейка Крудс 2: Новоселье» обостряет столкновение первобытных людей с современностью. Клан натыкается на зеленую утопию, нечто среднее между Шангри-Ла и островом Гиллигана. Этот рай поддерживается другой, более развитой семьей Беттерманов во главе с Хоуп (Лесли Манн) и Филом (Питер Динклэйдж), которые носят одежду нового века и снобистски демонстрируют свои передовые идеи, вроде отдельных комнат, окон и корзин с фруктами. 

Как мы помним из первого фильма, Малой состоит в отношениях со старшей дочерью Крудсов, Гип (Эмма Стоун). Но у Баттерманов есть планы свести его с их дочерью, Доун (Келли Мари Тран). Создатели напоминают, что мир — все еще крошечная популяция, где сложно найти партнера.

Пока Дон и Ип становятся лучшими подругами, отцы-дуэлянты пытаются найти точки соприкосновения между рудиментарным кроманьонизмом Груга и протометросексуальностью Фила. Так события фильма начинают приближаться к античному укладу жизни. Комедия о столкновении культур уходит на второй план, лишь когда «Новоселье» знакомит с племенем драчливых обезьян, у которых, похоже, есть довольно развитое собственное общество.

На основе элементарной концепции «первобытное как метафора современного» «Семейке Крудс» еще в первом фильме удалось создать богатое компьютерной графикой обаятельную реконструкцию «узколобых» пещерных людей — мир, где существа и окружающая среда настолько детализированы, что способны даже отвлекать от повествования. По сути, фильм представлял собой полнометражный ситком, который рассматривался как беглый аттракцион в тематическом парке. Когда в первой части все было сказано и сделано, семья Крудс усвоила урок, не было никаких естественных причин для продолжения истории, но DreamWorks Animation славится умением выковывать сиквелы из камней.

В индустрии давно закрепилась стратегия (достаточно вспомнить франшизы «Шрек» и «Мадагаскар»), когда затраты ресурсов на разработку оригинальных анимационных героев пытаются окупить долгим будущим на экранах и обилием мерчендайзинга. Благодаря этой же логике мы получили «Семейку Крудс 2: Новоселье» (2020), в значительной степени необязательный сиквел — по крайней мере, с точки зрения зрительского интереса: романтический сюжет Малого и Гип растянут еще на 90 минут, пока Груг натыкается на Беттерманов, которые изобрели сельское хозяйство, личную гигиену и водопровод. К тому же у них дерево намного лучше.

Сюжет тривиальный, но подкупает решение режиссера Джоэла Кроуфорда преподнести все подробности «столкновения двух миров» через шутки и гэги. Весело наблюдать, как Гай учится пользоваться туалетом, или слышать, как Клорис Личман (в роли бабушки) время от времени врывается с трескучими пассажами, что в ее время «все было лучше». Те, кто уже достаточно пожил на свете, «Семейку Крудс: Новоселье» воспримут еще и как громких и перерожденных «Флинтстоунов XXI века», выполненных с гораздо более совершенными технологиями. 

В итоге фильм порадует детей хорошей графикой и необязательностью вникать и следить за сюжетом, среднее поколение — обилием остроумных и актуальных шуток, а взрослую аудиторию — чувством ностальгии по временам, когда Фред Флинтстоун отдыхал на каменном диване и крутил колеса первобытного авто своими пятками.