Квентин Тарантино – режиссер-легенда, чей дебютный фильм стал культовым, а среди последующих работ не было ни одного провала. Кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов предлагает вспомнить все десять режиссерских работ Тарантино, расставив их в порядке значимости, как для фильмографии самого режиссера, так и для киноиндустрии в целом.

10 МЕСТО: «Омерзительная Восьмерка»

Известная цитата из «Левиафана» Томаса Гоббса гласит, что: «…жизнь человека бедна, жестока и коротка». Можно предположить, что ему бы понравилась «Омерзительная восьмерка» – самый циничный фильм Тарантино. Из одного названия ясно, что мы не будем любить персонажей фильма – не все киногерои обаятельные люди, которым хочется сопереживать. В «Омерзительной восьмерке» мы видим яркие характеры, различающиеся по степени жестокости.

Мрачное ядро фильма в том, что люди будут убивать друг друга, а единственная возможность для сотрудничества – это кратковременный взаимный интерес. Вступление в фильме подчеркивает эту мысль. Мы видим, как Джон Рут (Курт Рассел) принимает решения руководствуясь лишь тем, совпадает ли чей-то интерес с его собственным. В таком мире нет сострадания, сочувствия или доверия – только личная выгода, которая порождает тесный и холодный мир. Большой замах, как визуальный, так и повествовательный в конечном счете работает против подлых людей, которых придумал Тарантино. То, что могло бы стать изобретательным триллером, превращается в извилистую тягомотину.

Темы «Омерзительной восьмерки» до боли актуальны, и по-своему являются продолжением проблемы неравенства, которые Тарантино разбирал в «Джанго».  Однако хитрости режиссера сделаны чересчур искусственно, и при повторном просмотре «Восьмерка» теряет свой накал. Безусловно, Рут прекрасно раскрывается в «Галантерейной Минни», но повествование слишком затянутое – медленный темп фильма превращает вальяжную историю в летаргию. «Омерзительная Восьмерка» отличный фильм, но он работает один раз. 

9 МЕСТО: «Доказательство Смерти»

«Доказательство Смерти» — часть двойного фильма «Грайндхаус», который Тарантино сделал вместе с Робертом Родригесом. Части фильма действительно хороши, например, то, как Тарантино разворачивает отношения между хищником и добычей в середине фильма, соединяя половины фильма впечатляющей сценой смерти. Тарантино создает первую половину такой, чтобы заставить вас проникнуться ярким женским трио — их мечты и жизни становятся частью нас. А потом приходит каскадёр Майк (Курт Рассел) — очаровательный, сильный и опасный, и переворачивает все, убивая людей, с которыми мы сжились. Затем еще один сюжетный поворот на четырех женщин, которых мы прежде не видели, и Тарантино снова разворачивает историю. Теперь каскадеру Майку не только не сойдут с рук убийства, он еще и окажется трусом.

Главный недостаток «Доказательства смерти» в том, что фильм кажется запутанным, будучи частью «Грайндхауса». Первую половину «Доказательства» кажется, что Тарантино все еще играет по правилам грайндхауса: грубый монтаж, скрытые за кадром сцены. Во второй половине подобные приемы отсутствуют. Теперь Тарантино снимает как обычно, то ли для того, чтобы перепридумать жанр грайдхаус, то ли его больше интересует рассказывание истории, и поэтому он обходится без приемов из первой половины. То, как начинался фильм, отбрасывается за ненужностью с тем, чтобы все начать сначала – это касается и повествования. Такой прием хорошо работает на историю, но интонационно выпадает из двойного фильма.

8 МЕСТО: «Убить Билла»

«Убить Билла» — яркий боевик, которым Тарантино признается в любви к японскому кино. В фильме великолепная хореография боевых сцен, и несмотря на то, что весь фильм одержим местью, смотреть его и наблюдать за Умой Турман в роли Невесты — чистое удовольствие. 

Проблема первой части в том, что вся эмоционально-осмысленная составляющая дилогии перенесена во второй фильм, а первый — бурная радость возмездия. Мы не понимаем, зачем Ума Турман мстит, а только видим ее упоение процессом. Нужно отметить, что Тарантино намекает на бессмысленную жестокость насилия Невесты, когда в первой главе дочь Верниты Грин видит жестокую смерть своей матери. Персонаж О-Рэн Ишии, которая на своем пути поднимается до верхушки криминального мира Токио, также показывает бессмысленную пустоту мести. Если ты одержим местью, то всегда найдется тот, кто захочет отомстить еще больше. Это все лишь режиссерские намеки, персонажу Умы Турман до них никакого дела — к концу фильма ее эмоциональный заряд не меняется.

«Убить Билла 2», напротив, объясняет всю историю Невесты и раскрывает смысл этого путешествия во имя отмщения. Без него первая часть — это много кровавой крови и эффектных драк, и ничего больше. Ума Турман в сцене, в которой Невеста понимает, что потеряла ребенка — это самый сильный эмоциональный момент фильма, и единственный серьезный. Однако понимание мотивации теряется на фоне милой японской девочки, которая размахивает булавой и баррелями крови, которые заливают Дом Голубых Листьев. 

7 МЕСТО: «Джанго освобожденный»

«Джанго освобожденный» — первый фильм, снятый Тарантино без своего постоянного монтажера Салли Менке, которая скончалась в 2010 году. Ее отсутствие сказывается на фильме: 2 часа 45 минут не самого плотного действия и в результате самый долгий фильм Тарантино. При этом из фильма сложно выкинуть какие-то кадры и упоение долгими сценами пронизывает экран. 

Сила «Джанго» заключается в его сочетании расовой проблематики с декорациями из спагетти-вестерна. В фильме постоянно обсуждается, что значит быть «цивилизованным» — социальные нормы, которые считаются вполне естественными. Интеллигентный доктор Шульц (Кристоф Вальц) совершает варварское убийство. Однако, поскольку это убийство не запрещается государством, он не только волен его совершить, но и получает щедрую награду. Весь фильм строится на банальности, что рабство – это плохо, но при этом он разглядывает тех, кому оно выгодно. В результате имеется абсолютно прогнившее общество, в котором Кэлвин Кэнди (Леонардо ДиКаприо) стоит на вершине пирамиды, а все остальные: от его юриста до псаря нуждаются в деспотичном барине, чтобы банально существовать, то есть заниматься обслугой варвара.

Джанго (Джейми Фокс) – революционный персонаж, он существует за пределами этих услужливых оков. Он освобожден от рабства и него есть все, чтобы достичь цели – спасти свою жену Брумхильду (Керри Вашингтон). Пока остальные персонажа заняты разыгрыванием грязного спектакля, в обществе рождается почти мифическая фигура Джанго, исключительный по всем параметрам герой. Именно Джанго знает, что единственный способ справится с развращенным обществом — это уничтожить его ко всем чертям

6 МЕСТО: «Убить Билла 2»

В «Убить Билла 2» есть несколько эффектных боевых сцен, но фильм разительно отличаетcя от первой части. Если главным козырем первой были зрелищные драки и кровь, то вторая часть акцентируется на истории и разговорах. Принимая во внимание оба фильма, можно увидеть эксперимент Тарантино: он хочет рассказать историю женщины Беатрикс Киддо через ее одержимость местью. Про саму Беатрикс мы узнаем от ее врагов по мере их уничтожения. Убийство Верниты рассказывает нам, что тихая семейная жизнь была невозможна для Беатрикс — она выбрала путь убийцы. Персонаж О-Рэн — это в чем-то двойник Беатрикс, который показывает, кем могла бы стать Невеста, захоти она возвыситься в криминальном мире. 

В «Убить Билла 2» двойников становится больше, а сам фильм концентрируется на их отношениях. Он строится на параллелях между двух братьев – Бадда (Майкл Мэдсен) и Билла (Дэвид Кэррэдин) и визуально похожих Элли (Дэрил Ханна) и Беатрикс. Бадд выглядит жалким. Он ленив, равнодушен и эгоистичен, и его убогий образ подсказывает нам, каким Беатрикс видит Билла до финальной встречи. Элли – это воплощение ярости Беатрикс, который последняя вынуждена оставить, чтобы закончить свое дело. 

Тарантино явно обожает дурацкие фильмы о боевых искусствах, но явная находка второго фильма — это отношения между Биллом и Беатрикс. Их общая, разрушенная судьба, в которой они находят место любви, такой же изуродованной, как и сами персонажи. Именно благодаря этой идее фильм выходит за пределы жанра японских боевиков, иногда скатываясь в эффектное и жестокое насилие и отмщение лишь за тем, чтобы расщепить его и показать природу мести. «Убить Билла 2» лучше первой части только потому, что рассказывает человеческую историю среди бесконечных кровавых брызг.  

5 МЕСТО: «Однажды в…Голливуде» 

В «Однажды в…Голливуде» Тарантино ближе всего подошел к созданию фильма, где главное – разговоры, а не действие. В этом фильме никто никуда не спешит, никто ничем не одержим. Напряжение фильма строится на секте Чарльза Мэнсона, которая остается за кадром и до нас доходят лишь ее отголоски. В центре повествования 3 персонажа, которые пытаются выжить в Голливуде в 69-ом. Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо), который всеми силами пытается оставаться на экране и не утратить актуальность. Клифф Бут (Брэд Питт) – дублер и каскадер Рика, который испортил себе карьеру, и Шэрон Тейт (Марго Робби) – будущее Голливуда, которому не суждено было случится. Ее вместе с друзьями жестоко убьют сектанты Мэнсона. 

Тарантино проводит параллели между кипучей жизнью в Голливуде сегодня и тем поворотом, который случился в 1969 году. В фильме чувствуется симпатия Тарантино к Рику и Клиффу. Несмотря на то, что Шарон Тейт ему не отвратительна, Тарантино показывает ее отстраненнее и холоднее. Из фильма неясно, кто она и чего хочет, зато про Рика и Клиффа мы знаем многое. Симпатии Тарантино на стороне этих старожилов, которые видят, как меняется и проходит мимо них новый мир. Они всеми силами пытаются найти способ сохранить себя в том, что любят – в кино. Фильм мельтешит вокруг них, и, хотя из это препятствует мощному и цельному заряду, от просмотра остаются теплые и приятные ощущения. 

Однако именно Шэрон Тейт и история вокруг нее по-настоящему заряжают фильм. Именно ее история в реальном мире заставляет нервно ожидать расправы на протяжении всего фильма. Тем не менее, Тарантино выбирает разрешение неприятной реальности детской сказкой. От этого фильм кажется чересчур приятным – слишком хорошим, чтобы быть правдой. «Однажды в…Голливуде» заставляет вас поверить в мечту Тарантино о несбывшемся Голливуде, но финальные кадры фильма настолько разнятся с реальностью, что хочется сказать «да ну брось!».

4 МЕСТО: «Бешеные псы» 

Начать с таким дебютом, как «Бешенные псы» — мечта многих режиссеров. Это определенно не лучший фильм Тарантино, но сложно представить более убедительное и уверенное начало карьеры. В «Бешенных псах» есть все приемы Тарантино, которыми он прославится. В фильме есть все темы, к которым Тарантино рано или поздно вернется – насилие, мужественность и саморазрушение.

Темы и приемы — не первое, что запоминается в фильме. Крутые парни в классных костюмах, разговорам которых мы подражали в детстве, — яркие и запоминающиеся моменты фильма. Тем не менее, сила фильма в том, что Тарантино берет группу крутых преступников и показывает не их крутость, а неизбежность их самоуничтожения. Это не случайная ошибка, когда в начале фильма персонажи смеются и шутят, а потом один из них кричит о боли, истекая кровью. 

«Бешеные псы» — фильм, в котором изобретательными диалогами и прекрасной актерской игрой Тарантино не просит восхищаться своими героями, а видит их трагичность и уродливость. Не так велика разница между Мистером Белым (Харви Кейтель), который не считает полицейских за людей и Мистером Блондином (Майкл Мэдсен), который хочет пытать полицейского ради забавы. Смешной и нелепое возражение Мистера Розового (Стив Бушеми) о том, что все они – профессиональные преступники также глупо. В конце фильма каждый герой либо мертв, либо арестован. 

3 МЕСТО: «Бесславные ублюдки»

Первый фильм Тарантино в жанре альтернативной истории, «Бесславные ублюдки» — это зрелость режиссера, который сохранил и укрепил свой голос и стиль. Прекрасно посчитанный фильм, в котором проявляется бесконечная любовь Тарантино к долгим разговорам. Именно через них Тарантино искусно оперирует наблюдаемым и оставшимся за кадром. «Бесславные ублюдки» нисколько не претендует на правдивое изображение ужасов Второй Мировой войны. Тарантино прекрасно понимает, насколько отвратительно и чудовищной была война. Однако, вместо того чтобы показать ужасы напрямую, он показывает силу, которая за ними стоит, и уничтожает ее, доводя до крайности. 

В «Бесславных ублюдках» есть все фирменные приемы Тарантино. Напряженное вступление в разговоре между нацистом Хансом Ландой (Кристоф Вальц) и французским фермером (Дени Меноше) выполнено в лучших традициях психологического триллера. А затем, Тарантино переходит к увлекательному боевику об ублюдках с одной из лучших ролей Брэда Питта – командира отряда Альдо Рейна. 

Тем не менее, главная героиня «Бесславных ублюдков» – это Шошанна (Мелани Лоран). Еврейская женщина, которая не только выигрывает войну, но и демонстрирует силу кино. Даже после смерти ее призрачное лицо смеется над врагами, пока они горят заживо. Это мощное послание – кино, как символ победы над врагами и сохранение наследия этой победы

2 МЕСТО: «Криминальное чтиво»

«Криминальное чтиво» — фильм, который сделал имя Тарантино нарицательным, а самого режиссера легендой. В «Криминальном чтиве» Тарантино доводит до совершенства талант, проявленный в «Бешеных псах». В фильме есть преступники в классных костюмах, они до сих пор занимаются ерундой по пути совершая преступления. Однако, у персонажей Джулса (Сэмюэл Л. Джексон) и Винсента (Джон Траволта) куда больше глубины и деталей, чем было у героев дебютного фильма Тарантино. 

Второй фильм не обязан быть таким дерзким и уверенным, как дебют, но Тарантино не сбавляет обороты. Своей нелинейностью фильм заставляет нас блуждать в киномире и это не случайность. Каждый персонаж фильма полностью уверен, что он понял жизнь и знает, как нужно действовать. Все они живут, нисколько не сомневаясь в правильности своих действий. А потом приходит Тарантино и путает им карты с тем, чтобы посмотреть, на что эти герои действительно способны. 

Некоторым удалось превзойти себя, другие, наоборот, проиграли. Эгоистичный боксер Бутч (Брюс Уиллис) в конце фильма находит в себе силы и спасает Марселаса (Винг Рэймс) – сцена, которая явно окупает довольно дурацкую историю о золотых часах. Финал «Криминального чтива» – это одна из лучших сцен фильма. На Джулса снисходит откровение – он понимает, что жить как прежде невозможно и нужно искать свой путь заново. Эта неожиданная растерянность и желание пересобрать себя заканчивает фильм на очень радостной и торжественной ноте. 

1 МЕСТО: «Джеки Браун»

«Джеки Браун» — экранизация романа Элмора Леонарда «Ромовый пунш». Отход от оригинальных сценариев — смелый шаг для Тарантино и выход из привычной зоны комфорта первых двух фильмов. Несмотря на огромных успех «Криминального чтива», в своем третьем фильме Тарантино пошел в ином направлении, сохранив темы, которые он исследовал в первых двух. 

В «Джеки Браун» Тарантино резко перестраивает образы своих любимых героев. Главная героиня Джеки (Пэм Гриер) — неудачница, которая хочет доказать всему миру, что она самый крутой человек. В фильме есть баланс, когда Джеки показана одновременно сокрушенной и подавленной, при этом будучи достаточно уверенной в своих силах. Вступление фильма наглядно показывает это без единого слова. Пока все движется в одну сторону, Джеки идет в противоположную, изо всех сил продолжая движения.

«Джеки Браун» — один из самых романтичных и эмоциональных фильмов Тарантино. Разумеется, здесь полно насилия и грубости, за которое отвечает торговец оружием Орделл (Сэмюэл Л. Джексон). Однако основа фильма – это отношения между Джеки и Максом Черри (Роберт Форстер). В первых двух фильмах Тарантино создавал обаятельные карикатуры на людей, но именно в Джеки Браун рождаются герои, за которых искренне переживаешь. Именно отношения Джеки и Макса делают финал таким душераздирающим: два взрослых человека понимают, что хотят от жизни разного и знают, что не в состоянии попросить друг друга отказаться от своих целей. Это красивая драма, и самый необычный из всех фильмов Тарантино.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: