Выставка достижений виртуального пространства – III Ежегодный фестиваль иллюстрации – открылась в Галерее Зураба Церетели. По такому случаю куратор проекта Андрей Бартенев рассказал «ВД» о личном, профессиональном и наболевшем.

Открытие Фестиваля иллюстрации напоминало развеселую вечеринку. По концентрации фриков на один квадратный метр Галерея Церетели переплюнула бы даже закулисье Евровидения. Меж бронзовых шедевров Зураба Константиновича кружили парни в перьях, девы в латексе и особи неопределенного пола с животными на шее, веб-камерами на макушке и другими предметами на самых неожиданных частях тела. Заправлял маскарадом ударник китч-кутюра Андрей Бартенев, который, как обычно, выглядел необычайно привлекательно. Царственную главу, убранную в белый чепчик, венчал розовый помпон величиной с арбуз, а торс и ноги были затянуты в нейлоновый комбинезон с принтами обложек одного известного глянцевого журнала. Быть может, Андрею за эту промоакцию хорошо заплатили? Отнюдь, художник разместил рекламу на своем теле безвозмездно.

Для беседы о прекрасном (искусстве и себе самом) Андрею пришлось ненадолго покинуть свои любимые шедевры – надувную гусеницу и собранного из компьютерных деталей крокодила, которые демонстрируются публике в рамках фестиваля.

«В этом году все работы посвящены интернету. Free Wi Fi – это такое название, где ключевое слово – free. Оно означает свободу выражения в выборе идей, средств, технологических приемов, почвы для эксперимента, ведь сеть – это нерегулируемая территория».

Меж тем, пожилые смотрители музея с подозрением оглядывали первых посетителей, которые пришли увидеть тысячу фестивальных иллюстраций, полсотни видеоработ и дюжину инсталляций. Одна из музейных дам, взирая на всю эту роскошь, не могла сдержать эмоций: «Да это полное фуфло!». Однако организаторы уверены, что почитатели молодых талантов найдутся. Возможно, среди них будут даже работодатели. Для связи с авторами под каждой иллюстрацией, помимо имени, стоит e-mail.

«Коммуникация – вообще, главное благо интернета, глупо было его не использовать, - считает куратор Бартенев, которому, уж наверняка, не приходится искать работу в сети. - В интернете я переписываюсь с друзьями и коллегами, созваниваюсь с ними через Скайп. И у меня есть даже ряд работ на эту тему. Патрик, мой друг, мне как-то звонил и что-то там делал. Я снял это на видео. Получилось очень забавно».

Андрея в этот вечер буквально разрывали на части. Друзья, поклонники и просто случайно оказавшиеся здесь люди – все хотели поцеловать или , на худой конец, просто потрогать звезду мирового масштаба. Было ясно, что такой востребованный персонаж не ищет знакомств в интернете.

«Я никогда не пользовался никакими сайтами знакомств и не заводил анкет, хотя мне присылали разные ссылки на «Одноклассниках» и «В контакте» на якобы мои анкеты. Кто-то завел аккаунт на мое имя, но это точно не я, потому что в жизни у меня нет времени на это дело».

Свой досуг главный кидала страны тратит на просмотр любимых мультфильмов, шопинг и конструирование «пузырей надежды» - его ноу-хау в области одежды.

«Я просто обожаю фильмы и мультфильмы про роботов, инопланетян, всякие летающие объекты. Сейчас смотрю сериал «Мертвая зона» и «Тайны Смолвиля», – но и признанной классике Бартенев по-прежнему сохраняет верность. – Мне и моим друзьям всегда были интересны Крокодилы Гены, Чебурашки, старуха Шапокляк, Буратино, золотой ключик. И тут мы никак не поменялись и, слава Богу, что многие теперь стали понимать, что это круто, приобрели счастья, оптимизма, научились радоваться, оттягиваться. Мы всегда такие были, и нельзя сказать, что я пытаюсь сегодня встроиться в какой-то тренд».

В отличие от своих коллег по арт-сцене, регулярно брюзжащих на социально-политическую тематику, Андрея Бартенева не заботят судьбы народов, у него другие интересы: он утверждает всеобщую радость, толерантность, а еще...

«Я люблю своих друзей, я люблю пляжи, я люблю танцевать. Я люблю демократичные клубы, где молодежь собирается, где музыка позитивная, реггей где».

Броню позитива не в силах пробить ни зомбоящик, ни попса, ни недоразвитый российский арт-бизнес, ни даже скучноватая московская арт-тусовка. Во всем Бартенев привык видеть радужную сторону.

«Если молодая девушка или молодой юноша благодаря деньгам своих родителей, супругов или любовников получают возможность заниматься искусством, то это замечательно, потому что они не занимаются наркотиками или оружием. На поп-сцене очень много девушек, которые не поют, а только открывают рот, и все равно они звезды. Арт-сцена сегодня тоже превращается в поп-сцену. Да она и всегда ею и была, по большому счету. Здесь, конечно, никогда еще не доходило до «Фабрики звезд», но все впереди».

Бартенев всегда был отчаянным пропагандистом праздничного платья. Его отношение к одежде похоже на настоящий фетишизм и, только представьте, как может выглядеть его гардеробная!

«Это такая гора одежды, и я оттуда вытаскиваю, то что мне сегодня нужно. Я люблю быть гусеницей, я люблю быть пони. Вот в этом сезоне у меня самая популярная деталь – «пузыри надежды». Сейчас мы везем их показывать в Гамбург, потом везем их в Норильск».

Его график расписан на год вперед: выставка в Страсбурге, биеннале в Лондоне, проект в Осло. Путешествовать налегке, однако, не приходится – всюду Бартенев волочит за собой огромные чемоданы с лошадиными хвостами, латексными ящерицами и другими модными аксессуарами. Хотя в обычной жизни предпочитает несколько другую одежду.

«Я люблю джинсы, кеды, майки, ветровки, шапки. «Пузыри надежды», конечно, всегда вокруг меня, но в магазин ходить за макаронами все-таки лучше без них».

Те, кому приходилось лицезреть Барта инопланетного в образе человека, бывают удивлены, разочарованы и встревожены одновременно. C одной стороны, неожиданно, а с другой - беспокоит вопрос «В чем причина?». Как в чем? Кризис культуры, конечно!

III Ежегодный Фестиваль иллюстрации «Free Wi-Fi: Интернет как индустрия визуального воздействия». До 28 июня. Галерея искусств Зураба Церетели.