Отзывы о "Парень с нашего кладбища"

Оценка редакции
Иван Гиреев
2 сентября 2015

Рецензия: «Парень с нашего кладбища»

Кладбищенская комедия — бестолковый, но многообещающий режиссерский дебют братьев Чижиковых.

Провинциальный парень Коля приезжает в столицу не на пустое место, а, как принято считать в народе, на хлебное: дядя устраивает его охранником на кладбище. Смиренность загородного погоста оказывается мнимой. За последнее время с объекта в помрачении ума сбежали пятеро Колиных предшественников. Днем нет отбоя от доставляющих хлопоты посетителей. Ночами меж надгробий снуют призрачные фигуры в балахонах. Ходят слухи, что в окрестностях орудует маньяк, причем логово у него в одном из склепов. Но недавний дембель Коля на нездоровую внешнюю атмосферу реагирует стоически: кто в армии служил, тот в цирке не смеется и от покойников не шарахается — живые опаснее.

«У вас Гоголи как грибы растут!» — осек Белинский Некрасова, когда тот впервые привел к нему Достоевского, так и аттестовав: «Новый Гоголь явился!» И грибы не изобильны, и Гоголи редки, но энтузиазм Некрасова понятен. Хочется верить и принимать неочевидное за желаемое — предполагая, скажем, в «Горько!» Крыжовникова не разовую удачу русского жанрового кино (уже «Горько! 2» сильно уступает дебюту), а набирающий силу тренд. Базовые данные «Парня» обнадеживают. Братья-режиссеры-дебютанты с хорошей фамилией Чижиковы (на счету Ильи Чижикова — задумчивая короткометражка «Ушелец»). Спартанский бюджет в $50 000, тонизирующий авторскую голь на выдумки. Выбранный жанр комедийно-готического хоррора, практически необжитого нашим масскультом. Можно вспомнить грандиозный «Красный бубен» Белоброва-Попова (история с незадавшейся экранизацией которого не лишена мистики). Гоголя опять-таки.

Аттестовать Чижиковых как новых Гоголей стоит пока разве только авансом, но не без оснований; Гоголь тоже ведь не сразу родился мастером. Настроение картины очень четко соответствует уцелевшему фрагменту юношеской готической поэмы Николая Васильевича «Ганс Кюхельгартен»: «Подымается протяжно / В белом саване мертвец. / Кости пыльные он важно / Отирает, молодец». «Парень с нашего кладбища» тоже иной раз норовит впасть в меланхолию, но ненадолго, поскольку жизнелюбие берет свое. Атмосферой хэллоуиновской вечеринки (ничто в кадре не выдает скудости бюджета) фильм напоминает анимационные проекты Тима Бертона. Как и в «Трупе невесты», настоящая движуха происходит не в скучном живом мире, а на погосте. Стильная подсветка глыб «Умер достойно, как и жил». Праздничный фейерверк. Бодрая (но все-таки мимо кассы) закадровая песня модной исполнительницы Наади. Закономерные танцы на финальных титрах. Как в «Мертвеце» Джармуша, про большинство персонажей нельзя с уверенностью сказать, живые они или мертвые. В этом смысле очень кстати умение исполнителя главной роли Александра Паля с легкостью переходить из комического в инфернальный формат и обратно, отшлифованное еще в «Горько!».

К сожалению, таланту Паля в картине не находится должного применения. Большей частью герой вяло крутит любовь земную и подземную, служебно кружит по кладбищенским аллейкам, мало во что врубается и в этом не одинок. Яркой, но неладной драматургией фильм схож с пионерлагерными страшилками, рассказываемыми после отбоя. При этом всякий раз на самом интересном месте в палату будто вламывается вожатый, и в дальнейшем слово берет другой оратор. Мутный триллер про маньяка (что за маньяк, так и не понятно) сменяется равно беспонтовой байкой о живом и мертвом близнецах (использована уместная фактура актера Игоря Жижикина), а кино оказывается пусть и с налетом мистицизма, но все-таки довольно обыденной драмой о вопросах бытового благоустройства и умения грамотно дать на лапу. Ремонтные работы в итоге выполняются согласно смете, но ясна перспектива, что пакет ухода от земных забот не включает, увы, избавление от козней ЖКХ (которые сами по себе способны свести в могилу гражданина впечатлительного). Класть самобытного, но бестолкового «Парня с нашего кладбища» на полку (Гоголь, как известно, своего «Ганса Кюхельгартена» издал, да и сжег тираж) было бы, наверное, чересчур жестоко, да и нерентабельно. В конце концов, при всех огрехах, это далеко не худшее кино в прокатной сетке. Но, возможно, когда братья Чижиковы нагуляют творческую форму и снимут свои лучшие фильмы, такой искус у них задним числом нет-нет да и появится.  

Отзывы о «Рецензия: «Парень с нашего кладбища»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

Россия, 2019, Военный, Драма

Военная драма о судьбе девушки, пережившей блокаду Ленинграда.

Австралия, США, 2018, Драма, Исторический, Триллер

Три дня противостояния смерти, три дня борьбы за выживание…

США, 2019, Комедия

Энн Хэтэуэй и Ребел Уилсон в комедии об отвязных охотницах за деньгами.

Ирландия, 2019, Детектив, Драма, Триллер, Биография

История создания первого в истории словаря английского языка в исполнении Шона Пена и Мэла Гибсона.

Франция, 2018, Драма

История девочки, которая учится жить без родителей.

Германия, Израиль, Франция, 2019, Драма

Странная комедия об израильтянине, который решает стать французом.

США, 2019, Боевик, Триллер

Суперкиллер Джон Уик после нарушения кодекса тайной гильдии ассасинов получает статус изгоя.

Россия, 2019, Военный, Боевик, Драма, Исторический

История Афганской войны глазами участников по разные стороны баррикад.

США, 2019, Драма, Мелодрама

Трогательная история любви двух больных фиброзом.

Бельгия, Франция, 2019, Драма

Документальная драма Франсуа Озона о тайных грехах священнослужителей.

Захватывающие телепроекты, которые хочется смотреть «залпом».

История первой открытой лесбиянки, остановка апокалипсиса и другие ожидаемые ТВ-проекты.