Смешная и грустная до слез комедия о незадавшемся семейном отпуске — ремейк знаковой голливудской картины 1980-х. 

Расти Гризвольд, улыбчивый пилот местных авиалиний, любящий супруг красавицы-блондинки и отец двух сыновей, решает, что очередной отпуск будет для семьи сюрпризом. Они не отправятся, как обычно, в скромную кэмпинговую халупу в соседнем штате, а позволят себе нечто экстравагантное и здорово попутешествуют. Не самолетом в банальный Париж (рассказами о котором Гризвольдам выносят мозг кичливые друзья), а на легендарные аттракционы «Вэлли Ворлд». Через всю Америку, на специально для поездки купленном удивительном албанском автомобиле «Тартан Скакун». Родные при этом энтузиазма не демонстрируют, а закатывают глаза. Сентиментальный папа хочет продублировать собственное детское приключение. 30 лет назад он уже ездил с родителями по этому маршруту и уверен, что «новые каникулы тоже будут супер».

Авторы ленты Джон Фрэнсис Дейли и Джонатан М. Голдштейн, дебютанты в режиссуре, могут подписаться под этой программной фразой с куда большей — пан или пропал — самонадеянностью. «Каникулы» — ремейк одноименного голливудского фильма 1983 года, поставленного режиссером «Дня сурка» Харольдом Рэмисом и сочиненного легендарным Джоном Хьюзом. Тем самым Хьюзом, который в 80–90-е задал новые анархические стандарты жанру семейной комедии, написав сценарии ко всем частям «Одного дома» и «Бетховена». Не будет большим преувеличением сказать, что из его с Рэмисом «Каникул», как русская проза из гоголевской «Шинели», шагнули в вечность такие эпосы о правильно-неправильных американских семействах, как «Симпсоны».

Западные критики приняли новые «Каникулы» в штыки — можно предположить по самому лишь факту затеянного святотатства (так, не следовало ожидать воодушевления от тех немногих российских обозревателей, что все-таки дошли, скажем, до недавнего ремейка «Кавказской пленницы»). Кажется, зря. «Каникулы», во-первых, фильм очень смешной: примерно половина шуток, а это немало, попадает в цель. Не пропустите драматическую линию быка-каннибала, незадавшееся романтическое секс-свидание на Монументе четырех углов (популярное у туристов место, где пересекаются границы штатов Нью-Мексико, Аризона, Юта и Колорадо) и мхатовскую паузу звероподобного дальнобойщика в ответ на реплику: «Так вы не педофил?» Во-вторых, кино исключительно хорошо сыграно. Эд Хелмс (тихоня из «Мальчишника в Вегасе») — отличный трагик. Выход Криса «Тора» Хемсворта в роли блистательно тупого республиканца, который в порядке решающего аргумента настойчиво интригует родственников-демократов представительной мошонкой — по степени самоотдачи чуть ли не Ди Каприо в «Джанго освобожденном».

Выезжай картина исключительно на сортирном юморе, ее можно было бы отправить на одну полку к остроумным, но не более того, «Миллерам» (тут скорее вспоминаются «Красота по-американски» и «Прирожденные убийцы»). Как и в лучшем режиссерском фильме Хьюза «Клуб «Завтрак», здешний смех — смех сквозь слезы, крупные и навзрыд. Мало где в коммерческом кинематографе институт семьи деконструируется с подобным безжалостным вдохновением, робкий оптимизм героев обречен на столь гарантированный провал, и улыбки выглядят такими мучительно-безумными, как в солнечной летней комедии «Каникулы» (впрочем, увенчанной хеппи-эндом; режиссеры-дебютанты не прочь остаться в бизнесе). В трагично-комических злоключениях семейства Гризвольдов есть соблазн углядеть сатиру на чисто американский мещанский быт, построенный на махровой взаимной лжи и пустых иллюзиях. Но не спешите, вспомните «Левиафан» (или «Елену» опять-таки Звягинцева). «Каникулы» во многом про то же самое, только смешнее и с надеждой, что как-нибудь обойдется.