Байопик королевы «Магазина на диване» — первый промах творческого тандема режиссера Дэвида О. Расселла и Дженнифер Лоуренс. 

В детстве старшая сестра поучает маленькую Джой, что главное назначение девушки — дождаться принца. Та отвечает, что принц ей ни к чему, была бы сила (мистическая, какая случается у волшебниц). В дальнейшем сила героине и впрямь требуется, причем недюжинная. Джой — единственный адекватный человек в семье. Мама безвылазно сидит в комнате, глядя сериалы и заменяя ими реальность, откуда бессмысленным белым шумом доносятся дочкины сетования, что в доме разруха. Папа, когда его выгоняет очередная жена, поселяется в подвале. Там же после развода обитает и муж Джой; деваться ему некуда, да и двум детям нужен хоть какой-нибудь отец. В очередной раз отдраивая за родственниками дом, Джой придумывает гениальную вечную швабру, которую не нужно выжимать.

Стандартные экранизации «Золушки» финишируют свадьбой и ремаркой «жили они долго и счастливо». «Джой», байопик легендарной бизнесвумен Джой Мангано (помимо швабры, на ее счету бархатные вешалки и еще около сотни патентов) — история о том, что в золушках можно куковать до седин. Муж оказывается неудачной моделью принца и только множит число захребетников. Фея (за нее в фильме бабушка героини) не спешит с чудесами, ограничиваясь туманными советами на предмет самореализации, а потом и вовсе умирает на обыденный, земной манер. Работать над превращением тыквы в карету и искать дорогу во дворец приходится самой. А где еще место современной Золушке-волшебнице, как не в стране чудес «Магазина на диване», куда героиня является со своими швабрами — и встречает там Принца № 2. Причем, обжегшись на лирике партнерства по любви, использует его в сугубо деловых целях.

Джой играет Дженнифер Лоуренс, а Принца № 2 — Брэдли Купер. Лучшие роли обоих актеров случились в фильмах Дэвида О. РасселлаМой парень — псих» и «Афера по-американски»), но новый совместный проект, увы, не продолжает славную тенденцию. Она — издергана и на первых порах ходит в замызганных блузках, но все равно прекрасна. Он — владелец успешного бизнеса, вроде бы вменяемый, но на важных переговорах аргумент «Америка — страна возможностей» его вполне удовлетворяет и заставляет пойти на уступки.

Не стоит мир без праведников, честь им и хвала, но на экране они выходят скучными, а в лентах Дэвида О. Расселла в особенности. Самый безликий персонаж «Бойца» (в этом фильме 2010 года режиссер обрел второе дыхание и с тех пор прописался в оскаровских шорт-листах) — собственно боец, спортсмен-труженик, у которого на шее сидят макабрические родственники, они же и главное украшение картины. В «Джой» опять-таки враги человека — домашние его. Однако тут гоп-компания поскучнее, яд социальной сатиры пожиже, а визит в уютный психотропный мир «Магазина на диване» (ад как он есть, но при этом и самое завораживающее, как известно, что можно в принципе смотреть на ТВ) познавателен, но слишком короток. Не успевает зацепить, все зря.

Еще три байопика успешных женщин

«Эрин Брокович»

США, 2002

Эрин Брокович и Джой Мангано определенно бы подружились. Сначала Эрин, мать-одиночка троих детей, умница и красавица, осваивает профессию юриста, а затем выигрывает громкий процесс против компании, загрязняющей окружающую среду. Первая роль Джулии Робертс у Содерберга и ее первый «Оскар».

«Фрида»

США — Канада — Мексика, 2002

Байопик легендарной мексиканской художницы Фриды Кало, инвалида, красавицы, алкоголички и бисексуалки — с большой душой и изобретательностью снятый совместный проект режиссера Джули Тэйлор и Сальмы Хайек, которая для лучшей своей роли отрастила брови.

«Королева»

Великобритания — США — Франция — Италия, 2005

Портрет Елизаветы II на фоне гибели ее нелюбимой невестки принцессы Дианы. Стивен Фрирз очень по-английски и осуждает героиню за сдержанность, и понимает ее резоны, лезет в спальню, но при этом демонстрирует такт. Вскоре после премьеры Елизавета пригласит Хелен Миррен встретиться, но та откажется, сославшись на занятость на съемках.